• Научная статья
  • 30 апреля 2021
  • Открытый доступ

Педагогическая технология формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов-юристов

Аннотация

Цель исследования - представить возможные подходы к формированию профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции (ПОИКК). В статье описаны педагогические условия и технологическая структура формирования ПОИКК студентов-юристов. Научная новизна исследования состоит в разработке технологии формирования ПОИКК студентов-юристов. В результате показано, что ПОИКК студентов-юристов может формироваться посредством предложенной педагогической технологии.

Источники

  1. Агеева М. Г. English in Legal Context: Law Students’ Course Book: учебное пособие по английскому языку для студентов юридических специальностей. Ижевск: Jus est, 2017. 150 c.
  2. Алексеева Л. Е. Особенности обучения иностранным языкам в профессионально ориентированном контексте [Электронный ресурс] // Английский язык на гуманитарных факультетах: теория и практика: сборник научных и научно-методических трудов / отв. ред. Г. А. Казимова. М.: МАКС Пресс, 2014. Вып. 7. URL: http://ffl.msu.ru/research/publications/выпуск_7.pdf (дата обращения: 20.06.2019).
  3. Атабекова А. А. Обучение юридическому переводу в вузе: новые образовательные стандарты и лингводидактические задачи // Вестник Московского университета Министерства внутренних дел России. 2012. № 5. С. 220-222.
  4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2006. 336 с.
  5. Дементьева Т. М. Соотношение профессиональной и иноязычной коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку в сфере юриспруденции // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4. Ч. 3. С. 14-18.
  6. Евдокимова М. Г. Инновационные векторы развития системы профессионально ориентированного обучения иностранным языкам // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2016. Вып. 14 (753). С. 22-33.
  7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс Дельта, 2003. 284 с.
  8. Игнатова Е. С. Междисциплинарный подход к преподаванию иностранного языка в неязыковом вузе // Проблема обеспечения качества высшего образования в условиях фгос: материалы 57-й Межвузовской научной конференции (г. Новосибирск, 04 февраля 2016 г.) / СибГУТИ. Новосибирск: СибГУТИ, 2016. С. 152-155.
  9. Казакова О. А., Серебренникова А. Н., Филиппова Е. М. Деловая коммуникация: учебное пособие / Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. 132 с.
  10. Киченко А. А. Методика обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов посредством мультимедийных презентаций: английский язык, специальность «юриспруденция»: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2010. 25 с.
  11. Коряковцева Н. Ф. Современная парадигма профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2016. Вып. 14 (753). С. 9-21.
  12. Кручинина Г. А., Пушкарева Е. А. Модель дидактической системы формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности у студентов инженерно-строительных направлений подготовки с использованием электронной информационно-образовательной среды университета [Электронный ресурс] // Концепт. 2018. № 5. URL: https://e-koncept.ru/2018/181026.htm (дата обращения: 08.04.2021).
  13. Лобкова Е. В., Климкович Е. Я. Интегративный подход к преподаванию иностранного языка в техническом вузе // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2019. Вып. 3 (13). С. 86-91.
  14. Медведева Л. Г. Принципы формирования профессионально-ориентированного тезауруса (на опыте работы со студентами ЮИ ТГУ) // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 297. С. 47-49.
  15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [Электронный ресурс]: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/400301_B_3plus_17102019.pdf (дата обращения: 08.02.2021).
  16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности [Электронный ресурс]: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Spec3++/400501_C_3plus_12092019.pdf (дата обращения: 08.02.2021).
  17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность [Электронный ресурс]: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Spec3++/400502_C_3plus_12092019.pdf (дата обращения: 04.02.2021).
  18. Панкратова Е. А. Формирование правовой картины мира у студентов юридических специальностей средствами иностранного языка (на материале английского языка): автореф. дисс. … к. пед. н. Нижний Новгород, 2004. 28 с.
  19. Петрова А. П. Педагогические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе: автореф. дисс. … к. пед. н. Якутск, 1999. 16 с.
  20. Пустовалова Ж. С. Роль междисциплинарных связей в содержании профессионально-ориентированного обучения иностранному языку // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции студентов и молодых учёных (г. Томск, 21-23 мая 2014 г.): в 3-х ч. / под ред. С. А. Песоцкой; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. Ч. 1. С. 131-137.
  21. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
  22. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. 336 с.
  23. Федорова Н. Ю. Интеграция и развитие иноязычной коммуникативной компетенции и профессиональных компетенций в процессе обучения иностранному языку // Российская школа связей с общественностью. 2014. Вып. 5. С. 111-123.
  24. Яроцкая Л. В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз): монография. М.: Триумф, 2016. 258 с.
  25. Hafner C. A. Designing, implementing, and evaluating an online resource for professional legal communication skills // Forensic Linguistic. 2010. Vol. 16. № 2. URL: https://www.researchgate.net/publication/238444143_Designing_Implementing_andEvaluating_an_Online_Resource_for_Professional_Legal_Communication_Skills (дата обращения: 08.04.2021). DOI: 10.1558/ijsll.v16i2.299.
  26. Legal Education in the US [Электронный ресурс] // English for Professional Purposes. URL: https://sites.google.com/site/eflforpp/english-for-law-students/legal-education-in-the-us-1 (дата обращения: 12.10.2020).
  27. Meyer P. N., Davis C. A. Law Students Go to the Movies II: Using Clips from Classic Hollywood Movies to Teach Criminal Law and Legal Storytelling to First-Year Law Students [Электронный ресурс] // Journal of Legal Education. 2018. Vol. 68. № 1. URL: https://jle.aals.org/cgi/viewcontent.cgi?article=1598&context=home (дата обращения: 12.03.2021).
  28. Nikkila J. Student-centered English for legal purposes // Master P. A. Responses to English for Specific Purposes. San Jose: San Jose State University, 1998. P. 120-126.

Информация об авторах

Агеева Марина Геннадьевна

к. филол. н.

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Лапекина Юлия Юрьевна

к. пед. н.

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 ноября 2019.
  • Опубликована: 30 апреля 2021.

Ключевые слова

  • педагогическая технология
  • профессионально ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция
  • студенты-юристы
  • педагогические условия
  • pedagogical technology
  • professionally oriented foreign-language communicative competence
  • students-lawyers
  • pedagogical conditions

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)