• Научная статья
  • 30 апреля 2021
  • Открытый доступ

Лингводидактическая модель обучения студентов иностранному языку в условиях поликультурной образовательной среды вуза

Аннотация

Цель исследования - выявление особенностей педагогического обеспечения процесса обучения студентов в поликультурной образовательной среде вуза и разработка лингводидактической модели обучения студентов иностранному языку, учитывающей специфику образовательного пространства. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке лингводидактической модели обучения студентов иностранному языку, адаптированной к условиям кросс-культурного взаимодействия субъектов образовательного процесса в поликультурной образовательной среде вуза. В результате доказана эффективность разработанной и внедренной в образовательную практику лингводидактической модели как компонента педагогического обеспечения образовательного процесса в исследуемых условиях.

Источники

  1. Алмазова Н. И. Поликультурная компетенция как важный компонент подготовки кадров для международного бизнеса в свете глобализационных процессов в мире и Европе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 40-46.
  2. Балыхина Т. М., Черкашина Т. Т. Поликультурный и полилингвальный формат иноязычного образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2015. № 1. С. 42-49.
  3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  4. Брыскина И. Е. Модель билингвального/бикультурного языкового образования в высшей школе // Вестник Тамбовского университета. 2010. № 3 (83). С. 123-131.
  5. Гусев Ю. В., Половова Т. А. Общество и образовательная среда: проблемы формирования системы ценностей // Философия образования. 2010. № 2 (310). С. 192-199.
  6. Зникина Л. С., Седых Д. В. Организация обучения студентов иноязычному профессиональному общению в билингвальной образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология». 2017. № 56. Ч. 3. С. 49-56.
  7. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе. Красноярск: СибГТУ, 2000. 272 с.
  8. Ильина Л. Е. Потенциал интегрированных курсов в формировании полиязыковой личности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (78). Ч. 4. С. 194-197.
  9. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. 180 с.
  10. Пугачева Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2008. 27 с.
  11. Романюк Е. С., Романюк А. С. Особенности адаптации к обучению в вузах РФ студентов из стран СНГ // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». 2013. Т. 10. № 13 (116). С. 120-122.
  12. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012. 286 с.
  13. Сафронова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: ИСТОКИ, 1996. 237 с.
  14. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации. М.: Астрель, 2007. 286 с.
  15. Тимонин А. И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. Кострома, 2007. 216 с.
  16. Тряпицына А. П., Писарева С. А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. 2014. № 3. С. 4-12.
  17. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 220 с.
  18. Яроцкая Л. В. Лингводидактические основы интернационализации профессиональной подготовки специалиста (иностранный язык, неязыковой вуз): автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2013. 42 с.
  19. Greets C. The Interpretation of Cultures. N. Y.: Basic Books, 2000. 124 p.
  20. Hess J. Whole world guide to culture learning. Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1998. 279 p.
  21. Irving R. Culture shock: Negotiating feelings in the field // Anthropology Matters Journal. 2007. Vol. IX. № 1. Р. 1-11.
  22. Lambert R. D. Educational Exchange and Global Competence. N. Y.: Council on Educational Exchange, 1996. 231 p.

Информация об авторах

Зникина Людмила Степановна

д. пед. н., проф.

Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово

Седых Дина Викторовна

к. пед. н.

Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 февраля 2021.
  • Опубликована: 30 апреля 2021.

Ключевые слова

  • лингводидактическая модель
  • обучение студентов
  • обучение иностранному языку
  • поликультурная образовательная среда вуза
  • linguo-didactic model
  • students’ training
  • foreign language teaching
  • higher school multicultural educational environment

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)