• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Оценка запаса лексических единиц в связном высказывании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Аннотация

Цель исследования - обобщение результатов экспериментального изучения особенностей речемыслительной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития (ЗПР)) в рамках исследования лексических единиц речи в связном высказывании. В статье представлены научно-теоретические основы развития и совершенствования изучения запаса лексических единиц в связном высказывании дошкольников; проанализированы и обобщены результаты исследования речемыслительной деятельности дошкольников данной категории. Научная новизна исследования заключается в разработке методики изучения запаса лексических единиц в связном высказывании дошкольников с ЗПР в дистанционном формате путем анкетирования. В результате качественного и количественного анализа особенностей речевого развития детей обогащен исследовательский материал по изучению вербальных и невербальных психических процессов у дошкольников с ЗПР, особенностей их коммуникативного развития.

Источники

  1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000. 400 с.
  2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Галлямова Ю. С., Ивлева М. Г., Кондратьева С. Ю., Лебедева И. Н., Лопатина Л. В., Макоедова Г. В., Яковлева Н. Н. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография. М.: Добрый мир, 2018. 331 с.
  3. Баряева Л. Б., Волосовец Т. В., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Кириллов И. Л., Кутепова Е. Н., Лопатина Л. В., Овчинникова Т. С., Славин С. С., Яковлева Н. Н. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи. С методическими рекомендациями. М.: Просвещение, 2019. 335 с.
  4. Баряева Л. Б., Грузина Е. В. Изучение лексического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи: ответы детей и их родителей // Непрерывное образование лиц с особыми образовательными потребностями: вызовы и инновационные практики: сб. научных статей по материалам научно-практической конференции. М.: Добрый мир, 2020. С. 32-37.
  5. Борякова Н. Ю., Матросова Т. А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений). М.: АТТИКА, 2010. 200 с.
  6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 74-75.
  7. Глухов В. П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. М.: АРКТИ, 2004. 240 с.
  8. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: учебно-методическое пособие. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. 200 с.
  9. Леонтьев А. А. Слово о речевой деятельности. М.: Наука, 1965. 425 с.
  10. Рубинштейн С. Л. Психология речи: сборник статей. Л., 1941. 304 с. + 2 вкл. л. ил.
  11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Информация об авторах

Ходякова Александра Сергеевна

Московский государственный областной университет; Московский городской педагогический университет

Грузина Елена Валерьевна

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 марта 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • запас лексических единиц
  • связное высказывание
  • дети дошкольного возраста
  • задержка психического развития (ЗПР)
  • lexical richness
  • statement
  • pre-schoolers
  • mental retardation

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)