• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Конкурс кинорецензий как форма организации медиаобразования студентов педагогического вуза

Аннотация

Цель статьи - рассмотреть конкурс кинорецензий как форму организации медиаобразования в педагогическом вузе на основе эстетически ориентированного подхода. Проанализирован практический опыт проведения конкурса кинорецензий на короткометражные фильмы преподавателями кафедры русского языка, литературы и методики преподавания филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики). Материалом для рецензирования служат курсовые и дипломные киноработы студентов кинематографических вузов России и стран СНГ. Научная новизна определяется реализованным в статье эстетически ориентированным подходом к конкурсу кинорецензий как мероприятию, объединяющему аналитическую, эстетическую, коммуникативную и практическую деятельность обучающихся в медиасреде. Результаты исследования показывают, что конкурс кинорецензий является востребованной у молодежи формой организации медиаобразовательного процесса. Участие в конкурсе кинорецензий совершенствует навыки поиска информации в медиапространстве; восприятия, интерпретации и оценки медиатекстов; создания и презентации собственных медиаматериалов, способствуя формированию критического мышления и эстетического вкуса. Анализ конкурсных работ позволяет выявить уровень художественного развития будущих педагогов в области медиакультуры.

Источники

  1. Аникина М. Е., Галкина М. Ю., Образцова А. Ю. Медиапотребление школьников в российских регионах: опыт эмпирического исследования в г. Владивостоке // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 1. С. 90-101.
  2. Баранов О. А. Экран становится другом: из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
  3. Бахтин М. М. Эстетическое наследие и современность: в 2-х ч. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. Ч. 2. 368 с.
  4. Березуцкая Д. О. Медиаобразование студентов в работах педагога-новатора С. Н. Пензина: теоретический и методический аспекты // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 179-182.
  5. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
  6. Винникова А. Кинорецензия как жанр журналистики // Медиасреда. 2007. № 2. С. 66-70.
  7. Гусарова Е. Н. Современные подходы профессионального педагогического образования, направленные на развитие творческого потенциала // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1 (11). С. 117-119.
  8. За имя моё [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/За_имя_моё (дата обращения: 20.04.2021).
  9. Каменев Р. В., Крашенинников В. В., Троцкая А. И. Медиаобразование и профессиональная подготовка педагогов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 65-71.
  10. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2008. 288 с.
  11. Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1 (309). С. 58-65.
  12. Короченский А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов н/Д: Изд-во Междунар. ин-та журналистики и филологии, 2002. 272 с.
  13. Мурюкина Е. В. Эстетические традиции медиаобразования в современных киноклубах для школьников и студентов / под ред. И. В. Челышевой. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та им. А. П. Чехова, 2014. 200 с.
  14. Одинцова С. М. Анализ фильма как один из факторов совершенствования профессиональной подготовки студентов-филологов педагогических институтов: дисс. … к. пед. н. М., 1981. 199 с.
  15. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010. 368 с.
  16. Рабинович Ю. М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. 120 с.
  17. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. Т. 1. А - М / гл. ред. В. В. Давыдов. 607 c.
  18. Троянская С. Л. Формирование медиакомпетентности школьников и студентов в условиях цифровой культуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2020. Т. 26. № 1. С. 23-28.
  19. Усов Ю. Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. 2006. № 1. С. 57-60.
  20. Федоров А. В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. 124 с.
  21. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.
  22. Челышева И. В. Практика медиаобразования: формы, методы и приёмы занятий в школе и вузе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. № 3. С. 165-180.
  23. Челышева И. В. Развитие интегрированного медиаобразовательного подхода в системе эстетического образования и воспитания во второй половине ХХ века // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 1. 137-145.

Информация об авторах

Маринченко Ирина Александровна

к. филол. н., доц.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Васильева Елена Васильевна

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 апреля 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • конкурс кинорецензий
  • медиаобразование
  • студенты
  • педагогический вуз
  • эстетически ориентированный подход
  • film review competition
  • media education
  • students
  • pedagogical higher school
  • aesthetically oriented approach

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)