• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Формирование дискурсивных умений будущего юриста в условиях межкультурной среды неязыкового вуза

Аннотация

Цель исследования - выявление лингводидактических возможностей межкультурной среды неязыкового вуза для обеспечения процесса формирования дискурсивных умений будущего юриста гражданско-правового профиля взаимодействовать с представителями разных культур. В статье дана авторская аргументация межкультурных иноязычных дискурсивных умений будущего юриста, которые формируются на основе индивидуальных стратегий обучения иностранному языку для специальных целей. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и создании модели формирования межкультурных иноязычных дискурсивных умений будущего юриста на основе разработки индивидуального сопровождения, процессе формирования авторской «Карты-меню», посредством которой создаются указанные умения будущего специалиста в области гражданского права. В результате доказана эффективность разработанного и внедренного в образовательную практику индивидуального сопровождения будущего юриста гражданского права с учетом выбранной персональной «Карты-меню».

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Лабиринт, 2007. 896 с.
  2. Борисова Л. А. Юридический дискурс: основные характеристики // Язык, коммуникация и социальная среда. 2016. № 14. С. 133-151.
  3. Гальскова Н. Д. «Диалогический антропоцентризм» как сущностная характеристика современного лингвообразования // Научное наследие Е. И. Пассова в контексте развития иноязычного образования: материалы Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Е. И. Пассова / под общ. ред. В. Б. Царьковой, А. А. Люлюшина. Липецк: Изд-во ЛГПУ имени П. М. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 56-61.
  4. Гураль С. К., Головко О. С., Гиллеспи Д. Ч. Саморазвитие дискурса в сверхсложную систему и педагогическое применение этого феномена при обучении иностранному языку // Язык и культура. 2020. № 52. С. 158-169.
  5. Карасик В. И. Интерпретация дискурса: топик, формат, модус // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (96). С. 73-19.
  6. Кирова Г. Ф. О формировании коммуникативной компетентности будущих юристов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2 (177). С. 168-172.
  7. Кочеткова С. Ю., Елтанская Е. А., Янина В. В. Формирование иноязычной дискурсивной компетенции студентов юридических специальностей вуза средствами иностранного (английского) языка // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 102-106.
  8. Кургаева О. Л., Сороковых Г. В. Лингвистические и лингводидактические трудности и особенности формирования дискурсивной компетенции будущего юриста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 4 (40). С. 44-50.
  9. Палашевская И. В. Жанровая организация юридического дискурса: социолингвистический подход // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2012. Вып. 2. С. 146-151.
  10. Панкратова Е. А. Формирование правовой картины мира у студентов юридических специальностей средствами иностранного языка (на материале английского языка): дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2004. 209 с.
  11. Сороковых Г. В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов неязыковых вузов: автореф. дисс. … д. пед. н. Курск, 2004. 43 с.
  12. Сороковых Г. В., Вишневская Е. М. Персонификация электронной образовательной среды вуза как лингводидактическая проблема // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 6. С. 878-883.
  13. Сысоев П. В. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России // Язык и культура. 2019. № 48. С. 349-371.
  14. Торосян Л. Д., Резепова Н. В. Модель оптимизации самостоятельной работы по обучению чтению студентов бакалавриата на основе электронно-методического сопровождения // Повышение академической мобильности преподавателей и студентов в рамках сотрудничества РЭУ им. Г. В. Плеханова с международной образовательной корпорацией Pearson: сб. трудов / под ред. М. В. Зарудной. М.: Pearson, 2016. С. 160-169.
  15. Тряпицина А. П. Образовательная программа - маршрут ученика. СПб.: ЮИПК, 1998. 72 с.
  16. Хомякова Н. П. Контекстная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза (французский язык): дисс. … д. пед. н. М., 2011. 482 с.
  17. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  18. Dijk T. A. van. Discourse and Context: A Socio-Cognitive Approach. Cambridge - N. Y.: Cambridge University Press, 2008. 287 р.
  19. Tiersma P. M. Legal Language. Chicago, Ill.: University of Chicago Press, 1999. VII+314 р.
  20. Trosborg A. Analysing professional genres. Amsterdam - Philadelphia: Benjamins, 2000. 256 р.

Информация об авторах

Кургаева Ольга Леонидовна

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва

Сороковых Галина Викторовна

д. пед. н., проф.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 мая 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • дискурсивные умения
  • межкультурная среда
  • неязыковой вуз
  • будущий юрист
  • иностранный язык для специальных целей
  • discursive skills
  • cross-cultural environment
  • non-linguistic university
  • future lawyer
  • foreign language for specific purposes

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)