• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Теоретические основы педагогической диагностики готовности будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей

Аннотация

Цель работы - обосновать необходимость организации педагогической диагностики в вузе, направленной на выявление уровня сформированности готовности будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей. В статье представлен анализ понятий «диагностика» и «педагогическая диагностика», описаны особенности и функции данного вида диагностики в вузе. Раскрыты принципы педагогической диагностики и приведены примеры их реализации в рамках образовательного процесса. Научная новизна заключается в обосновании сущности, содержания, принципов процесса педагогической диагностики готовности будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей. В результате описаны критерии и показатели готовности будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей.

Источники

  1. Абашина В. В. К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях // Мир науки: интернет-журнал. 2017. Т. 5. № 7. URL: http://mir-nauki.com/PDF/49PDMN117.pdf
  2. Абашина В. В. Мониторинг динамики профессионального развития будущих педагогов дошкольного образования в вузе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. № 4 (11).
  3. Абашина В. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста: дисс. … к. пед. н. Сургут, 1998.
  4. Александрова Л. Ю., Мунши А. Ю. Исторические аспекты развития педагогической диагностики // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 1 (19).
  5. Артищева Е. К. О структуре психолого-педагогической диагностики в учебном процессе вуза // Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. № 11. Педагогические и психологические науки.
  6. Бекоева М. И. Принципы и этапы реализации педагогической диагностики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18946
  7. Беликов В. А. Актуальность и понятие психолого-педагогической диагностики в системе среднего профессионального образования // Формирование предпринимательских и профессиональных компетенций в системе СПО: сборник материалов Научно-практической конференции «II Омельченковские чтения» (с международным участием) (19 февраля 2020 г.). Магнитогорск, 2020.
  8. Воронина Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования: дисс. … д. пед. н. Екатеринбург, 2011.
  9. Воскрекасенко О. А. Психолого-педагогическая диагностика в системе педагогического сопровождения развития социальной адаптивности студентов в высшей школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9 (77).
  10. Еник О. А. Проблемы профессионального математического образования студентов факультета дошкольного воспитания: дисс. … к. пед. н. Тольятти, 2000.
  11. Еник О. А. Профессиональная подготовка студентов к работе по обучению дошкольников математике // Вектор науки ТГУ. 2012. № 4 (11).
  12. Калдыбаев С. К. Педагогическая диагностика: сущность и значение // Известия Кыргызской академии образования. 2015. № 1 (33).
  13. Киричек К. А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // KANT. 2016. № 1 (18).
  14. Козлова В. А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста: дисс. … д. пед. н. М., 2003.
  15. Колотовкина Е. А. Определение, предмет и основные этапы психолого-педагогической диагностики // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции (24-25 апреля 2018 г.). Екатеринбург, 2018.
  16. Кудрина Е. В. Функции педагогической диагностики в условиях дистанционного обучения // Гаудеамус. 2011. № 2 (18).
  17. Левшина Н. И., Санникова Л. Н. Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 4.
  18. Лысикова Т. С. Особенности подготовки будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей // Научный альманах. 2015. № 10.
  19. Малыхина В. В., Литвиненко Т. В. Развивающая предметно-пространственная среда как средство математического развития дошкольников // Калининградский вестник образования. 2020. № 1 (5). URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/1apr2020/kvo102/
  20. Минибаева Э. Р. Педагогические условия подготовки студентов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста // Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» (г. Оренбург, 25-27 января 2021 г.). Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021.
  21. Минибаева Э. Р. Профессиональная подготовка студентов факультета дошкольной педагогики к математическому развитию детей: дисс. … к. пед. н. Оренбург, 2004.
  22. Русинова С. А. Технология педагогической диагностики в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 66.
  23. Турова И. В. Готовность будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей: понятие, структура и содержание // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 3 (31).
  24. Чернецов П. И., Николаева И. С., Шадчин И. В. Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2 (26).
  25. Яфаева В. Г. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере интеллектуально-математического развития детей // Теоретико-методические основы математической подготовки студентов к профессиональной деятельности: коллективная монография / науч. ред. Л. Б. Абдуллина, отв. ред. Р. В. Канбекова. Стерлитамак, 2020.

Информация об авторах

Турова Ирина Валерьевна

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • педагогическая диагностика
  • будущие педагоги
  • дошкольное образование
  • математическое развитие детей
  • pedagogical diagnostics
  • future teachers
  • preschool education
  • preschoolers' mathematical education

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)