Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор
Аннотация
Цель настоящей обзорной публикации - выявить наиболее значимые проблемы в области цифровой трансформации педагогического образования, которые исследуются современными учеными - педагогами, психологами, социологами. В данном исследовании определяется актуальная тематика и прослеживается динамика изменений в содержании педагогического образования, вызванных процессами цифровой трансформации, согласно анализу отечественных и зарубежных научно-педагогических источников за последние 5 лет (2017-2021 гг.). Зафиксирован рост публикационной активности отечественных исследователей в области цифровой трансформации педагогического образования. Представлен теоретико-методологический обзор авторских позиций и интерпретаций при решении базовых вопросов и проблем, связанных с изменением роли и функций учителя в цифровой информационно-образовательной среде. Оцениваются преимущества и возможные риски процесса глобальной дигитализации сферы образования. Впервые следствия цифровой трансформации системы педагогического образования рассматриваются в контексте междисциплинарного подхода как глобальный модернизационный процесс, охватывающий все сферы образовательной и воспитательной деятельности. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе контекстного анализа целевой выборки текстов психолого-педагогической направленности, раскрывающих влияние цифровизации на различные аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов, были выявлены ключевые изменения форм, методов и организации образовательного процесса в бакалавриате и магистратуре по педагогическим специальностям, отвечающие глобальным вызовам информационного общества, а именно: интенсивное внедрение цифровых образовательных технологий, направленных на стимулирование креативных мыслительных действий и когнитивных способностей обучающихся; обновление управления педагогическим образованием на цифровой основе; разработка принципов цифровой дидактики; переоценка профессионально-педагогических ценностей. В результате сформированы кластеры значимых практико-ориентированных тем, ключевых слов, а также наиболее цитируемых публикаций по рассматриваемой тематике; описаны возможные перспективы реконструкции педагогического образования с учетом современных цифровых реалий.
Источники
- Алексюк Ю. О., Мороз В. В. Креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель - студент» в цифровой среде вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1 (224).
- Андрюхина Л. М., Ломовцева Н. В., Садовникова Н. О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1.
- Анисимова Т. И., Сабирова Ф. М. Формирование цифровых компетенций у выпускников магистратуры педагогических направлений подготовки // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сб. науч. тр. VI Виртуальн. междунар. форума по педагогическому образованию: в 4-х ч. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020. Ч. I.
- Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9.
- Белозерцев Е. П. Гуманизация педагогического образования в условиях цифровой цивилизации: мечта, надежда, концепт // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2020. № 4.
- Бермус А. Г. Обеспечение конкурентоспособности профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Московского университета. Серия 20 «Педагогическое образование». 2021. № 2.
- Бермус А. Г., Бондаревская Е. В., Брикунова С. С., Картавцева О. Д. Гуманитарная методология исследования модернизационных процессов в педагогическом образовании: монография. Ростов н/Д: Изд-во Южного фед. ун-та, 2013.
- Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография. М.: Дело, 2020.
- Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Ладыгина И. В. Ценностные аспекты овладения будущими педагогами современными информационно-коммуникационными технологиями // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». 2017. № 6.
- Бороненко Т. В., Кайсина А. В., Пальчикова И. Н., Федотова В. С. Развитие профессиональных компетенций учителя в эпоху цифровизации образования // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сб. науч. тр. VI Виртуальн. междунар. форума по педагогическому образованию: в 4-х ч. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020. Ч. I.
- Брызгалина Е. В., Алексеева Д. А., Дряева Э. Д. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5.
- Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020. № 27 (317).
- Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения // Nomo Cyberus. 2019. № 2 (7). URL: http://journal.homocyberus.ru/Vayndorf-Sysoeva_ME_Subocheva_ML_2_2019
- Вайнштейн Ю. В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: автореф. дисс. … пед. н. Красноярск, 2021.
- Валеева И. А., Пустовалова И. Н. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников в условиях цифровизации // Учебный эксперимент в образовании. 2021. № 1 (97).
- Гагиева З. А. Способность к саморегуляции как условие успешной педагогической деятельности // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. № 3 (5).
- Гамбеева Ю. Н., Сорокина Е. И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (148).
- Герасимова А. Г. Применение цифровых навыков педагога в условиях цифровизации образования // Цифровая трансформация современного образования: мат. Всерос. науч. конф. с междунар. участием (г. Чебоксары, 2 ноября 2020 г.) / под ред. Е. А. Мочаловой. Чебоксары: Среда, 2020.
- Гнатышина Е. В., Белоусов А. О. Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 2 (39).
- Гозалова А. В. Изменение условий трудовой деятельности педагогических работников в императивах цифровизации // Международный журнал экономики и образования. 2019. Т. 5. № 4.
- Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Интеллектуализация профессионально-педагогической деятельности на основе интеграции педагогических и цифровых технологий // Педагогика и психология образования. 2020. № 2.
- Гордин А. И., Гордина О. В. Трансгуманизм как следствие возможной тотальной цифровизации образования (опыт психолого-педагогического анализа) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 4.
- Гребенюк Т. Г. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Калининградский вестник образования. 2020. № 2 (6).
- Гречушкина Н. В., Мартишина Н. М. Педагогическое общение в электронной информационно-образовательной среде: уч. пособие. М.: Русайнс, 2020.
- Гриншкун В. В. Необходимость удаленного обучения - стимул для формирования и развития цифровой среды образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2020. № 2 (52).
- Груздев М. В., Тарханова И. Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3.
- Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019.
- Данилов А. А. Структура информационно-методической компетенции учителей общеобразовательных организаций // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (64).
- Десненко С. И., Пахомова Т. Е. Условия цифровизации образования в аспекте проблемы формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа как будущих педагогов // Информатика и образование. 2020. № 4. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-4-37-45
- Дорожкин Е. М., Ломовцева Н. В. Развитие цифрового образования в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 22 января 2019 г.). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019.
- Дроботенко Ю. Б. Изменение профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: дисс. … д. пед. н. Омск, 2016.
- Жук А. И. Направления цифровизации педагогического образования // Педагогика. 2020. № 4.
- Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил: НТИ УрФУ, 2017.
- Казакова Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112).
- Казанцева Л. А., Калиниченко И. А. Педагогические стратегии субъектного подхода в контексте цифровизации образовательного процесса в образовательных организациях МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3.
- Кожевникова М. Н. Творческий автономный рефлексивный учитель: образование учителя для современного мира: научная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
- Колесникова И. А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9.
- Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174).
- Куликова Т. А., Поддубная М. А. Формирование готовности будущего учителя к использованию технологий виртуальной и дополненной реальности в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3 (78).
- Лукьянец А. Н., Ельмендеева М. А. Педагогические технологии в эпоху цифровизации высшего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33).
- Ляшевская Н. В., Маврина И. А. Критериально-уровневое оценивание готовности молодых педагогов к осуществлению профессиональной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 2 (43).
- Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Минаев Н. Н., Замятина О. М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6.
- Мирошкина М. Р. Цифровое поколение. Портрет в контексте педагогического профессионального образования // Социальная педагогика в России. 2018. № 3.
- Носкова Т. Н., Павлова Т. Б. Учебная задача в цифровой среде личностно ориентированного обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (207).
- Носова Л. С. Подходы к разработке стратегии цифровизации педагогического вуза. 2021. URL: http://it-cspu.ru/20-conf-2021/165-nosova2021.html
- Нугуманова Л. А., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Готовность педагога работать в цифровой образовательной среде: результаты мониторинга // Информационные технологии в образовании: мат. XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «ИТО-Саратов-2019» (г. Саратов, 1-2 ноября 2019 г.). М.: Перо, 2019.
- Пазухина С. В., Пономарева Т. М. Совершенствование учебно-методического обеспечения психолого-педагогических дисциплин в условиях цифровизации высшего образования // Педагогика и просвещение. 2021. № 2.
- Пак Н. И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 5.
- Пахомова Т. Е. Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа с учетом междисциплинарной интеграции в условиях цифровизации образования: дисс. … к. пед. н. Чита, 2020.
- Прохорова М. А., Лебедева Т. Е., Ксенофонтова А. И. Риски цифровизации в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3.
- Пучковская Т. В. Цифровые компетенции современного педагога // Цифровая трансформация образования: сб. мат. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 27 марта 2019 г.) / отв. ред. А. Б. Бельский. Мн.: ГИАЦ Минобразования, 2019.
- Сепик Т. Г., Компаниец А. А. Система профессиональных навыков, умений, компетенций будущих учителей в условиях цифровизации образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 4 (53).
- Сеткова И. Н., Лукина А. К. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33).
- Стародубцев В. А. Открытая педагогика в информационном обществе // Педагогическое образование в России. 2017. № 6.
- Степанов С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 2 (30). DOI: 10.15393/j5.art.2020.5684
- Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018.
- Улунян Е. Е. Новые роли учителя: онлайн-переформатирование коммуникативной образовательной среды. 2020. URL: https://edpolicy.ru/modern-teacher
- Ходырев А. М., Данилова Л. Н., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2020. № 4.
- Чекалева Н. В., Макарова Н. С., Дроботенко Ю. Б. Интеграция психолого-педагогической, методической и предметной подготовки будущих педагогов в вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 3 (33).
- Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 3.
- Яковлева О. В. Стратегии образовательной деятельности в цифровой среде: вопросы профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2021. № 1.
- Azwandi A., Harahap A., Syafryadin S. Training ICT-Enhanced Teaching-Learning as Model of Teacher Professional Development in Bengkulu (in Bahasa) // Jurnal Pengabdian Masyarakat Ilmu Terapan (JPMIT). 2019. Vol. 1. Iss. 1.
- Bates A. W. Teaching in a Digital Age: Guidelines for Designing Teaching and Learning. 2nd ed. Vancouver: Tony Bates Associates Ltd., 2019.
- Fanreza A. The Quality of Teachers in Digital Era // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 5th International Conference on Community Development (AMCA 2018). 2018. Vol. 231.
- Ghosn-Chelala M. Exploring Sustainable Learning and Practice of Digital Citizenship: Education and Place-Based Challenges // Education, Citizenship and Social Justice. 2018. Iss. 14.
- Klašnja-Milicevic A., Ivanovic M. E-learning Personalization Systems and Sustainable Education // Sustainability. 2021. Iss. 13.
- Macgilchrist F. The “Digital Subject” of Twenty-First-Century Education: On Datafication, Educational Technology and Subject Formation // Routledge Handbook of Cultural Studies in Education / ed. by P. P. Trifonas, S. Jagger. N. Y.: Routledge, 2018.
- Misra P. K. Equipping Teacher Educators for Digital Teaching and Learning: Promises, Practices, Challenges, and Strategies // Handbook of Research on Faculty Development for Digital Teaching and Learning. Meerut: Chaudhary Charan Singh University, 2019.
- Nikolić I., Banđur V. R., Martinović D. D. The Role of Teachers in the Digital Age School // Sociological Review. 2020. Vol. 54. Iss. 1.
- Patel K., McCarthy M. P. Digital Transformation: The Essentials of E-Business Leadership. 1st ed. N. Y.: McGraw-Hill, 2000.
- Purwantiningsih A., Suharso P. Improving Teacher Professionalism toward Education Quality in Digital Era // Journal of Physics. Conference Series. 2019. Vol. 1254. Iss. 1.
- Sharma M. M. Teacher in a Digital Era // Global Journal of Computer Science and Technology (G). 2017. Vol. 17. Iss. 3. Ver. 1.0.
- Syafryadin N., Wardhana D. E. Ch., Bunga Febriani R. Digital Training for Increasing English Teachers’ Professionalism at Junior High School // Journal of Education and Learning (EduLearn). 2021. Vol. 15. Iss. 1.
- Terziev V., Pushova L., Dimitrovski R., Georgiev M. Change Management and Digital Age Training // International E-Journal of Advances in Social Sciences. 2020. Vol. 6. Iss. 16.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 3 января 2022.
- Опубликована: 28 февраля 2022.
Ключевые слова
- цифровизация
- цифровая трансформация образования
- педагогическое образование
- бакалавриат
- магистратура
- теоретико-методологический обзор
- digitalisation
- digital transformation of education
- teacher education
- undergraduate programmes
- graduate programmes
- theoretical and methodological review
Copyright
© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»