• Обзор
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор

Аннотация

Цель настоящей обзорной публикации - выявить наиболее значимые проблемы в области цифровой трансформации педагогического образования, которые исследуются современными учеными - педагогами, психологами, социологами. В данном исследовании определяется актуальная тематика и прослеживается динамика изменений в содержании педагогического образования, вызванных процессами цифровой трансформации, согласно анализу отечественных и зарубежных научно-педагогических источников за последние 5 лет (2017-2021 гг.). Зафиксирован рост публикационной активности отечественных исследователей в области цифровой трансформации педагогического образования. Представлен теоретико-методологический обзор авторских позиций и интерпретаций при решении базовых вопросов и проблем, связанных с изменением роли и функций учителя в цифровой информационно-образовательной среде. Оцениваются преимущества и возможные риски процесса глобальной дигитализации сферы образования. Впервые следствия цифровой трансформации системы педагогического образования рассматриваются в контексте междисциплинарного подхода как глобальный модернизационный процесс, охватывающий все сферы образовательной и воспитательной деятельности. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе контекстного анализа целевой выборки текстов психолого-педагогической направленности, раскрывающих влияние цифровизации на различные аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов, были выявлены ключевые изменения форм, методов и организации образовательного процесса в бакалавриате и магистратуре по педагогическим специальностям, отвечающие глобальным вызовам информационного общества, а именно: интенсивное внедрение цифровых образовательных технологий, направленных на стимулирование креативных мыслительных действий и когнитивных способностей обучающихся; обновление управления педагогическим образованием на цифровой основе; разработка принципов цифровой дидактики; переоценка профессионально-педагогических ценностей. В результате сформированы кластеры значимых практико-ориентированных тем, ключевых слов, а также наиболее цитируемых публикаций по рассматриваемой тематике; описаны возможные перспективы реконструкции педагогического образования с учетом современных цифровых реалий.

Источники

  1. Алексюк Ю. О., Мороз В. В. Креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель - студент» в цифровой среде вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1 (224).
  2. Андрюхина Л. М., Ломовцева Н. В., Садовникова Н. О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1.
  3. Анисимова Т. И., Сабирова Ф. М. Формирование цифровых компетенций у выпускников магистратуры педагогических направлений подготовки // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сб. науч. тр. VI Виртуальн. междунар. форума по педагогическому образованию: в 4-х ч. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020. Ч. I.
  4. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9.
  5. Белозерцев Е. П. Гуманизация педагогического образования в условиях цифровой цивилизации: мечта, надежда, концепт // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2020. № 4.
  6. Бермус А. Г. Обеспечение конкурентоспособности профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Московского университета. Серия 20 «Педагогическое образование». 2021. № 2.
  7. Бермус А. Г., Бондаревская Е. В., Брикунова С. С., Картавцева О. Д. Гуманитарная методология исследования модернизационных процессов в педагогическом образовании: монография. Ростов н/Д: Изд-во Южного фед. ун-та, 2013.
  8. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография. М.: Дело, 2020.
  9. Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Ладыгина И. В. Ценностные аспекты овладения будущими педагогами современными информационно-коммуникационными технологиями // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». 2017. № 6.
  10. Бороненко Т. В., Кайсина А. В., Пальчикова И. Н., Федотова В. С. Развитие профессиональных компетенций учителя в эпоху цифровизации образования // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сб. науч. тр. VI Виртуальн. междунар. форума по педагогическому образованию: в 4-х ч. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020. Ч. I.
  11. Брызгалина Е. В., Алексеева Д. А., Дряева Э. Д. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5.
  12. Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020. № 27 (317).
  13. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения // Nomo Cyberus. 2019. № 2 (7). URL: http://journal.homocyberus.ru/Vayndorf-Sysoeva_ME_Subocheva_ML_2_2019
  14. Вайнштейн Ю. В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: автореф. дисс. … пед. н. Красноярск, 2021.
  15. Валеева И. А., Пустовалова И. Н. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников в условиях цифровизации // Учебный эксперимент в образовании. 2021. № 1 (97).
  16. Гагиева З. А. Способность к саморегуляции как условие успешной педагогической деятельности // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. № 3 (5).
  17. Гамбеева Ю. Н., Сорокина Е. И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (148).
  18. Герасимова А. Г. Применение цифровых навыков педагога в условиях цифровизации образования // Цифровая трансформация современного образования: мат. Всерос. науч. конф. с междунар. участием (г. Чебоксары, 2 ноября 2020 г.) / под ред. Е. А. Мочаловой. Чебоксары: Среда, 2020.
  19. Гнатышина Е. В., Белоусов А. О. Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 2 (39).
  20. Гозалова А. В. Изменение условий трудовой деятельности педагогических работников в императивах цифровизации // Международный журнал экономики и образования. 2019. Т. 5. № 4.
  21. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Интеллектуализация профессионально-педагогической деятельности на основе интеграции педагогических и цифровых технологий // Педагогика и психология образования. 2020. № 2.
  22. Гордин А. И., Гордина О. В. Трансгуманизм как следствие возможной тотальной цифровизации образования (опыт психолого-педагогического анализа) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 4.
  23. Гребенюк Т. Г. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Калининградский вестник образования. 2020. № 2 (6).
  24. Гречушкина Н. В., Мартишина Н. М. Педагогическое общение в электронной информационно-образовательной среде: уч. пособие. М.: Русайнс, 2020.
  25. Гриншкун В. В. Необходимость удаленного обучения - стимул для формирования и развития цифровой среды образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2020. № 2 (52).
  26. Груздев М. В., Тарханова И. Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3.
  27. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019.
  28. Данилов А. А. Структура информационно-методической компетенции учителей общеобразовательных организаций // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (64).
  29. Десненко С. И., Пахомова Т. Е. Условия цифровизации образования в аспекте проблемы формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа как будущих педагогов // Информатика и образование. 2020. № 4. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-4-37-45
  30. Дорожкин Е. М., Ломовцева Н. В. Развитие цифрового образования в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 22 января 2019 г.). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019.
  31. Дроботенко Ю. Б. Изменение профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: дисс. … д. пед. н. Омск, 2016.
  32. Жук А. И. Направления цифровизации педагогического образования // Педагогика. 2020. № 4.
  33. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил: НТИ УрФУ, 2017.
  34. Казакова Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112).
  35. Казанцева Л. А., Калиниченко И. А. Педагогические стратегии субъектного подхода в контексте цифровизации образовательного процесса в образовательных организациях МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3.
  36. Кожевникова М. Н. Творческий автономный рефлексивный учитель: образование учителя для современного мира: научная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
  37. Колесникова И. А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9.
  38. Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174).
  39. Куликова Т. А., Поддубная М. А. Формирование готовности будущего учителя к использованию технологий виртуальной и дополненной реальности в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3 (78).
  40. Лукьянец А. Н., Ельмендеева М. А. Педагогические технологии в эпоху цифровизации высшего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33).
  41. Ляшевская Н. В., Маврина И. А. Критериально-уровневое оценивание готовности молодых педагогов к осуществлению профессиональной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 2 (43).
  42. Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Минаев Н. Н., Замятина О. М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6.
  43. Мирошкина М. Р. Цифровое поколение. Портрет в контексте педагогического профессионального образования // Социальная педагогика в России. 2018. № 3.
  44. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б. Учебная задача в цифровой среде личностно ориентированного обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (207).
  45. Носова Л. С. Подходы к разработке стратегии цифровизации педагогического вуза. 2021. URL: http://it-cspu.ru/20-conf-2021/165-nosova2021.html
  46. Нугуманова Л. А., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Готовность педагога работать в цифровой образовательной среде: результаты мониторинга // Информационные технологии в образовании: мат. XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «ИТО-Саратов-2019» (г. Саратов, 1-2 ноября 2019 г.). М.: Перо, 2019.
  47. Пазухина С. В., Пономарева Т. М. Совершенствование учебно-методического обеспечения психолого-педагогических дисциплин в условиях цифровизации высшего образования // Педагогика и просвещение. 2021. № 2.
  48. Пак Н. И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 5.
  49. Пахомова Т. Е. Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа с учетом междисциплинарной интеграции в условиях цифровизации образования: дисс. … к. пед. н. Чита, 2020.
  50. Прохорова М. А., Лебедева Т. Е., Ксенофонтова А. И. Риски цифровизации в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3.
  51. Пучковская Т. В. Цифровые компетенции современного педагога // Цифровая трансформация образования: сб. мат. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 27 марта 2019 г.) / отв. ред. А. Б. Бельский. Мн.: ГИАЦ Минобразования, 2019.
  52. Сепик Т. Г., Компаниец А. А. Система профессиональных навыков, умений, компетенций будущих учителей в условиях цифровизации образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 4 (53).
  53. Сеткова И. Н., Лукина А. К. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33).
  54. Стародубцев В. А. Открытая педагогика в информационном обществе // Педагогическое образование в России. 2017. № 6.
  55. Степанов С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 2 (30). DOI: 10.15393/j5.art.2020.5684
  56. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018.
  57. Улунян Е. Е. Новые роли учителя: онлайн-переформатирование коммуникативной образовательной среды. 2020. URL: https://edpolicy.ru/modern-teacher
  58. Ходырев А. М., Данилова Л. Н., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2020. № 4.
  59. Чекалева Н. В., Макарова Н. С., Дроботенко Ю. Б. Интеграция психолого-педагогической, методической и предметной подготовки будущих педагогов в вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 3 (33).
  60. Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 3.
  61. Яковлева О. В. Стратегии образовательной деятельности в цифровой среде: вопросы профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2021. № 1.
  62. Azwandi A., Harahap A., Syafryadin S. Training ICT-Enhanced Teaching-Learning as Model of Teacher Professional Development in Bengkulu (in Bahasa) // Jurnal Pengabdian Masyarakat Ilmu Terapan (JPMIT). 2019. Vol. 1. Iss. 1.
  63. Bates A. W. Teaching in a Digital Age: Guidelines for Designing Teaching and Learning. 2nd ed. Vancouver: Tony Bates Associates Ltd., 2019.
  64. Fanreza A. The Quality of Teachers in Digital Era // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 5th International Conference on Community Development (AMCA 2018). 2018. Vol. 231.
  65. Ghosn-Chelala M. Exploring Sustainable Learning and Practice of Digital Citizenship: Education and Place-Based Challenges // Education, Citizenship and Social Justice. 2018. Iss. 14.
  66. Klašnja-Milicevic A., Ivanovic M. E-learning Personalization Systems and Sustainable Education // Sustainability. 2021. Iss. 13.
  67. Macgilchrist F. The “Digital Subject” of Twenty-First-Century Education: On Datafication, Educational Technology and Subject Formation // Routledge Handbook of Cultural Studies in Education / ed. by P. P. Trifonas, S. Jagger. N. Y.: Routledge, 2018.
  68. Misra P. K. Equipping Teacher Educators for Digital Teaching and Learning: Promises, Practices, Challenges, and Strategies // Handbook of Research on Faculty Development for Digital Teaching and Learning. Meerut: Chaudhary Charan Singh University, 2019.
  69. Nikolić I., Banđur V. R., Martinović D. D. The Role of Teachers in the Digital Age School // Sociological Review. 2020. Vol. 54. Iss. 1.
  70. Patel K., McCarthy M. P. Digital Transformation: The Essentials of E-Business Leadership. 1st ed. N. Y.: McGraw-Hill, 2000.
  71. Purwantiningsih A., Suharso P. Improving Teacher Professionalism toward Education Quality in Digital Era // Journal of Physics. Conference Series. 2019. Vol. 1254. Iss. 1.
  72. Sharma M. M. Teacher in a Digital Era // Global Journal of Computer Science and Technology (G). 2017. Vol. 17. Iss. 3. Ver. 1.0.
  73. Syafryadin N., Wardhana D. E. Ch., Bunga Febriani R. Digital Training for Increasing English Teachers’ Professionalism at Junior High School // Journal of Education and Learning (EduLearn). 2021. Vol. 15. Iss. 1.
  74. Terziev V., Pushova L., Dimitrovski R., Georgiev M. Change Management and Digital Age Training // International E-Journal of Advances in Social Sciences. 2020. Vol. 6. Iss. 16.

Информация об авторах

Бермус Александр Григорьевич

д. пед. н., проф.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 января 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • цифровизация
  • цифровая трансформация образования
  • педагогическое образование
  • бакалавриат
  • магистратура
  • теоретико-методологический обзор
  • digitalisation
  • digital transformation of education
  • teacher education
  • undergraduate programmes
  • graduate programmes
  • theoretical and methodological review

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)