• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Особенности организации учебной коммуникации в условиях применения технологии виртуальной реальности

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности организации учебной коммуникации в условиях применения технологии виртуальной реальности. Автором выделены ключевые проблемы, с которыми может столкнуться педагог в процессе организации учебной деятельности обучающихся с использованием технологии виртуальной реальности. Научная новизна состоит в описании компонентов учебной коммуникации в условиях применения технологии виртуальной реальности. В результате выделены особенности организации процесса обучения с применением VR-средств обучения, обоснована важность учебной коммуникации, определены условия и особенности ее организации.

Источники

  1. Белянская Е. И., Костина И. Б., Гладких Ю. П. VR как часть образовательного процесса // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. № 28-06 (52).
  2. Вишневский К. О., Гохберг Л. М., Дементьев В. В. Цифровые технологии в российской экономике / под ред. Л. М. Гохберга; НИУ «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021.
  3. Дубова А. А., Колесникова Е. С. Роль технологий виртуальной реальности в сфере образования // Наукосфера. 2021. № 1-2.
  4. Жигалова О. П. Технология виртуальной реальности в профессиональном образовании: основные тенденции // Информация и образование: границы коммуникаций INFO’21: сб. науч. тр. № 13 (21) / под ред. А. А. Темербековой, И. В. Соловкиной. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2021a.
  5. Жигалова О. П. Учебные симуляторы в системе профессионального образования: педагогический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021b. № 1 (34).
  6. Зелеева В. П. Коммуникативное событие и его анализ в образовательном пространстве вуза // Образование и саморазвитие. 2012. № 2 (30).
  7. Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 1 (26).
  8. Малий Д. В., Медведев П. Н., Маркова М. Г. К вопросу об использовании иммерсивных технологий в образовательном процессе // Преемственность в образовании. 2019. № 22 (06).
  9. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б. Взаимодействие с цифровыми ресурсами: продуктивность образовательной деятельности // Человек и образование. 2019. № 3 (60).
  10. Пискунова М. Д., Побокин П. А. Отношение студентов к обучению с использованием программ виртуальной реальности // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119).
  11. Преображенская С. В., Карпук В. А., Ткаченко Д. П. Включение VR-технологий в образовательный процесс: возможности и ограничения // Новые психологические исследования. 2021. № 2.
  12. Роберт И. В. Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий // Электронные библиотеки. 2020. Т. 23. Вып. 1-2. URL: https://elbib.ru/article/view/578
  13. Розина И. Н. Общение в единой образовательной среде или учебная компьютерно-опосредованная коммуникация // Образовательные технологии и общество. 2003. № 2.
  14. Савчук В. В. Медиафилософия: приступ реальности. СПб.: Изд-во РХГА, 2013.
  15. Сальникова Е. В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: автореф. дисс. … д. культ. М., 2012.
  16. Сергеев С. Ф. Методология проектирования тренажеров с иммерсивными обучающими средами // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. 2011. № 1 (71).
  17. Сергеев С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. М.: Народное образование, 2009.
  18. Симонова М. М. Основные модели коммуникации и их применение в учебном процессе // Наука и школа. 2018. № 4.
  19. Чибаков А. С. Диалоговые взаимодействия в учебном процессе учреждения среднего профессионального образования // The Scientific Heritage. 2020. № 57-4.
  20. Ядровская М. В. Моделирование педагогического взаимодействия // Образовательные технологии и общество. 2009. № 3.
  21. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2006.
  22. Jenson C. E., Diane M. F. Virtual Reality Simulation: Using Three-Dimensional Technology to Teach Nursing Students // CIN: Computers, Informatics, Nursing. 2012. № 6.
  23. Kim H., Nah S., Oh J., Ryu H. VR-MOOCs: A Learning Management System for VR Education // 2019 IEEE Conference on Virtual Reality and 3D User Interfaces (VR). Osaka, 2019. DOI: 10.1109/VR.2019.8798106
  24. Maheshwari I., Maheshwari P. Effectiveness of Immersive VR in STEM Education // 2020 Seventh International Conference on Information Technology Trends (ITT). Abu Dhabi, 2020. DOI: 10.1109/ITT51279.2020.9320779
  25. Mottet T. P., Richmond V. P., McCroskey J. P. Handbook of Instructional Communication. Rhetorical and Relational Perspectives. N. Y.: Routledge, 2006.
  26. Zhai H. The Application of VR Technology in Preschool Education Professional Teaching // 2021 2nd International Conference on Artificial Intelligence and Education (ICAIE). Dali, 2021. DOI: 10.1109/ICAIE53562.2021.00072

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания (проект № 0657-2020-0009).

Информация об авторах

Жигалова Ольга Павловна

к. пед. н., доц.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 января 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • учебная коммуникация
  • технология виртуальной реальности
  • VR-средства обучения
  • цифровая образовательная среда
  • educational communication
  • virtual reality technology
  • VR learning tools
  • digital educational environment

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)