• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Использование мультимодальных текстов при подготовке учителя иностранного языка

Аннотация

Цель исследования - проанализировать особенности использования мультимодальных текстов при подготовке студента - будущего учителя иностранного языка. В статье выявлены отличительные черты мультимодального текста, раскрыта сущность одной из классификаций мультимодальных текстов, указаны преимущества использования текста данного типа на уроках иностранного языка. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости обучения работе с мультимодальными текстами студентов - будущих учителей иностранного языка. В результате разработаны алгоритм работы с мультимодальным текстом, а также мультимодальный текст на немецком языке по школьной программе и задания, которые показывают особенности работы с текстами такого типа.

Источники

  1. Бахтиозина М. Г. Мультимодальный текст как средство обучения английскому языку деловой коммуникации // Сборник научных и учебно-методических трудов: сб. ст. / под общ. ред. С. Г. Тер-Минасовой, М. Г. Бахтиозиной. М.: КДУ; Университетская книга, 2019.
  2. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988.
  3. Веселовская Т. С. Мультимодальный учебный текст: типы взаимодействия вербального и визуального компонентов // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.
  4. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Виноградов В. В. Избранные труды. Исследование по русской грамматике. М.: Наука, 1975.
  5. Вязовкина А. Д. Приемы использования мультимодальных текстов в раннем обучении иностранным языкам // Студент - Исследователь - Учитель: мат. XXI Межвуз. студ. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 1-15 апреля 2019 г.) / редкол.: Н. А. Бочарова, Н. И. Верба, Т. С. Вологова. СПб., 2020.
  6. Габдрафикова Т. Ш. Мультимодальность речевой агрессии в виртуальной среде // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-3 (73).
  7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.
  8. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004.
  9. Глебова Л. Н. Мультимодальный образовательный текст массовых открытых онлайн-курсов (МООК): рекомендации по визуализации контента // Научный диалог. 2016. № 10 (58).
  10. Ирисханова О. К. Семиотика плаката в социокогнитивном освещении: лейбористы, капиталисты и углеродные следы // Актуальные проблемы современного языкознания: сб. науч. ст. к юбилею профессора О. А. Александровой / под ред. Т. А. Комовой, Д. С. Мухортова. М.: МАКС Пресс, 2012.
  11. Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования. 2010. № 4.
  12. Колкер Я. М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Academia, 2004.
  13. Костомаров В. Г. Дисплейный текст как форма сетевого общения // Russian Language Journal. 2010. № 60.
  14. Лебедева М. Ю. «Новая грамотность»: что такое мультимодальные тексты. 2016. URL: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=5203
  15. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
  16. Мейрбеков А. К. Использование мультимодальных методов преподавания и видеоресурсов в процессе обучения английскому языку // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5.
  17. Примерные программы по иностранным языкам. Немецкий язык. 2004. URL: http://window.edu.ru/resource/179/37179
  18. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. 1990. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/72827/1/978-5-8295-0636-0_1_23.pdf
  19. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Информация для всех, 2007.
  20. Хачатрян Г. С. Мультимодальный текст: дидактический потенциал в обучении иноязычному общению в деловой среде // Преподаватель: XXI век. 2021. № 3-1.
  21. Шевалдышева Е. З. Мультимодальные тексты в обучении иностранному языку // Academy. 2019. № 4 (43).
  22. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: уч. пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: Икар, 2017.
  23. Adami E., Kress G.Introduction: Multimodality, Meaning Making, and the Issue of “Text” // Text & Talk. 2014. Vol. 34. Iss. 3.
  24. Jewitt C. Handbook of Multimodal Analysis. L.: Routledge, 2009.
  25. Kress G. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. L. - N. Y.: Routledge, 2010. DOI: 10.1080/10572252.2011.551502
  26. Leeuwen T. van.Introducing Social Semiotics. L.: Routledge, 2005.

Информация об авторах

Сибгатуллина Альфия Ашрафулловна

к. пед. н.

Елабужский институт Казанского федерального университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 января 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • мультимодальный текст
  • учитель иностранного языка
  • урок иностранного языка
  • обучение немецкому языку
  • школьная программа
  • multimodal text
  • foreign language teacher
  • foreign language lesson
  • German language teaching
  • school curriculum

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)