• Научная статья
  • 31 марта 2022
  • Открытый доступ

Организация профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в воспитательном пространстве вуза

Аннотация

Цель исследования - научно обосновать педагогические условия организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в воспитательном пространстве вуза. В статье показана необходимость внедрения в воспитательное пространство вуза следующих педагогических условий: включение российских и иностранных студентов в совместную внеаудиторную деятельность, содержание которой имеет отношение к будущей профессии в условиях поликультурного мира; совместное освоение российскими и иностранными студентами профессионально-культурного пространства города; использование разветвленной системы партнерских отношений с внешними субъектами профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в создании теоретических предпосылок для преобразования структуры воспитательного пространства вуза в новое спроектированное состояние на основе внедрения новых педагогических условий в отношении взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса, являющихся представителями разных культур. В результате раскрыты процессуальные характеристики организации воспитательной деятельности с российскими и иностранными студентами, определена структура и границы внедрения педагогических условий организации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов, выявлена динамика профессионального межкультурного взаимодействия на основе разработанных авторами когнитивного, мотивационного, эмоционального и поведенческого критериев.

Источники

  1. Азариашвили С. Г. Поликультурное воспитание в воспитательном пространстве малого города // Образование и саморазвитие. 2009. № 2 (12).
  2. Баранова Н. А. Особенности воспитательного пространства современного вуза // Вопросы воспитания. 2012. № 2 (11).
  3. Батракова И. С., Комарова Ю. А., Тряпицын А. В. Межкультурное взаимодействие китайских и российских студентов в образовательном процессе вуза: коллективная монография. СПб., 2019.
  4. Блинов Л. В., Карпенко В. Л. Межкультурное взаимодействие - концепт социальной компетентности личности: монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016.
  5. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: уч.-метод. пособие. М.: АПКиППРО, 2005.
  6. Воронина Е. А., Курьян М. Л. Особенности внеадудиторного общения преподавателей и студентов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 6 (72).
  7. Гриценко В. В., Хухлаев О. Е., Павлова О. С., Ткаченко Н. В., Усубян Ш. А., Шорохова В. А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 1.
  8. Гукаленко О. В., Колокова И. В., Лабунский В. В., Панова Л. Д. Воспитание студенческой молодежи в поликультурном пространстве современного вуза: к постановке проблемы // Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы: сб. науч. тр. М.: ИИДСВ РАО, 2018.
  9. Дьяченко Н. Н., Капленко О. М. Развитие выносливости у студентов технического вуза с учетом профессиональной деятельности // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2018. № 6.
  10. Иоголевич Н. И. Формирование универсальных компетенций «межкультурное взаимодействие» в профессиональной подготовке студентов вуза // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2020. Т. 30. № 1.
  11. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1.
  12. Казаренков В. И. Формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия в высшей школе // Вестник Витебского государственного университета. 2014. № 4 (82).
  13. Какалина Е. В. Критерии оценки воспитательного пространства в системе открытого образования // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 2 (82).
  14. Карпенко В. Н. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у будущих специалистов социокультурной сферы: автореф. дисс. … к. пед. н. Краснодар, 2011.
  15. Кутенева И. Е. Генезис становления проблемы межкультурной коммуникации в научном ракурсе // Наука XXI века: взгляд в будущее: мат. XI Всерос. науч.-практ. конф. учащейся молодежи. Шадринск, 2019.
  16. Лаврентьева З. И. Интеллектуализация профессионального социально-педагогического образования // Социальная педагогика. 2018. № 4.
  17. Лаврентьева З. И. Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов (Международная научно-практическая конференция в Новосибирском государственном педагогическом университете) // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2021. Т. 27. № 1.
  18. Мажар Е. Н. Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию: дисс. … д. пед. н. М., 2018.
  19. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под. ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. М., 2009.
  20. Поздеева Н. А. Управление взаимодействием компонентов воспитательного пространства малого города: автореф. дисс. … к. пед. н. Чебоксары, 2003.
  21. Прохорова О. Г. Формирование и развитие социально-педагогической инфраструктуры малого города России: дисс. … д. пед. н. М., 2006.
  22. Репринцев А. В. Этническая социализация личности в поликультурном мире: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности детей и молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60).
  23. Ромм Т. А. Профессиональное воспитание: к вопросу о возможности и необходимости // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28-29 октября 2009 г.) / отв. ред. Н. М. Рассадин; Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2009.
  24. Рыженков В. В. Проблема межкультурного взаимодействия в историческом аспекте // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN219.pdf
  25. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Шакурова М. В., Баранов А. Е. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография. М.: ИСРО РИО, 2017.
  26. Селькова А. В. Профессионально ориентированное межкультурное взаимодействие российских и иностранных студентов в образовательной среде нефилологического вуза // Актуальные вопросы образования. 2021. № 3.
  27. Ширяева В. И. Педагогические условия формирования универсальной ключевой компетентности // Образование в современном мире: сб. науч. ст. / под ред. проф. Ю. Г. Готлиба. Саратов, 2009.
  28. Якушкина М. С. Потенциал сетевого взаимодействия и сетевого проектирования для формирования воспитательного пространства вуза // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4 «Педагогика и психология». 2015. № 4 (39).
  29. Altbach P. G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motives and Realities // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11. Iss. 3-4. DOI: 10.1177/1028315307303542
  30. Li H. Q. Investigation and Analysis on Satisfaction of Study and Life of Foreign Students in Local Universities with Huzhou University as a Sample // Journal of Huzhou University. 2018. Vol. 40. Iss. 6.
  31. Martynenko N. Implementing Pedagogical Conditions of Formation of Future Pilots Readiness to Intercultural Interaction // Polonia University Scientific Journal. 2021. Vol. 42 (5). DOI: 10.23856/4214
  32. Pascarella E. T., Edison M., Nora A., Hagedorn L. S., Terenzini P. T. Influences on Students’ Openness to Diversity and Challenge in the First Year of College // Journal of Higher Education. 1996. Vol. 67 (2). DOI: 10.2307/2943979
  33. Tsang A.Comparing and Contrasting Intra- and Inter-Cultural Relations and Perceptions among Mainstream and Minority Students in Multicultural Classrooms in Higher Education // Intercultural Education. 26 January 2022. DOI: 10.1080/14675986.2021.2016637
  34. Vora D., Martin L., Fitzsimmons S. R., Pekerti A. A., Lakshman C., Raheem S. Multiculturalism within Individuals: A Review, Critique, and Agenda for Future Research // Journal of International Business Studies. 2018. Vol. 50 (6). DOI: 10.1057/s41267-018-0191-3
  35. Wang Y., Lin X. Y. Satisfaction Level on Educational Administration of International Students: Constitution, Contribution and Strategies // Education Research Monthly. 2014. № 2.
  36. Watson W. E., Kumar K., Michaelsen L. K. Cultural Diversity’s Impact on Interaction Process and Performance: Comparing Homogeneous and Diverse Task Groups // Academy of Management Journal. 1993. Vol. 36 (3). DOI: 10.2307/256593

Информация об авторах

Селькова Анна Владимировна

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Лаврентьева Зоя Ивановна

д. пед. н., доц.

Новосибирский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 февраля 2022.
  • Опубликована: 31 марта 2022.

Ключевые слова

  • профессиональное межкультурное взаимодействие
  • воспитательная деятельность
  • воспитательное пространство вуза
  • иностранные студенты
  • педагогические условия
  • professional cross-cultural interaction
  • educational activities
  • educational space of the university
  • foreign students
  • pedagogical conditions

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)