• Научная статья
  • 31 марта 2022
  • Открытый доступ

Трудности обучения научному стилю речи студентов-иностранцев: характеристики, типы, тенденции (на материале опроса преподавателей русского языка как иностранного)

Аннотация

Целью исследования является выделение и анализ трудностей овладения научным стилем речи (НСР) иностранными студентами. В статье репрезентируется лингводидактическая анкета и описываются результаты опроса преподавателей русского языка как иностранного, работающих в группе студентов из Китая, Гвинеи-Бисау, Египта, Афганистана 1-3 курсов бакалавриата. Научная новизна состоит в разработке лингводидактического опросника для выявления проблем, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе обучения НСР указанного контингента студентов, в классификации и описании типов возникающих у них трудностей в процессе преподавания НСР, а также в определении существующих тенденций в контексте заявленной проблемы. В частности, в результате исследования устанавливается, что чаще других (по сравнению со студентами из Гвинеи-Бисау, Египта, Афганистана) трудности при овладении НСР испытывают студенты из КНР.

Источники

  1. Алмазова Н. И., Попова Н. В., Дашкина А. И. Учебник по иностранному языку как лингводидактическая платформа актуализации проектной деятельности студентов неязыкового вуза // Иностранные языки в школе. 2021. № 7.
  2. Аросева Т. Е. Инженерные науки: уч. пособие по языку специальности. СПб.: Златоуст, 2015.
  3. Аросева Т. Е., Рогова Л. Г., Сафьянова Н. Ф. Научный стиль речи: технический профиль: пособие по русскому языку для иностранных студентов. М.: Русский язык. Курсы, 2012.
  4. Белова Н. В., Рублева Е. В. Краткий словарь IT-терминов для специалистов по языковому образованию. СПб.: Златоуст, 2017.
  5. Буевич О. В. Особенности обучения научному стилю речи на уроках РКИ в творческом вузе // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. 2020. № 2.
  6. Веденеева Г. И. К вопросу об особенностях научного стиля речи: «я» или «мы» // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2019. № 2.
  7. Вьюгина С. В., Вяткина И. В. Особенности оформления научных исследований студентами технологического вуза // Надежность и качество: материалы Международного симпозиума. 2018. № 1.
  8. Ильина Л. А., Султанова А. М. Обучение иностранных учащихся-нефилологов конструкциям научного стиля речи // Русский язык на перекрестке эпох: традиции и инновации в русистике: сб. науч. ст. по мат. IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ереван, 26-28 сентября 2019 г.). Ереван, 2019.
  9. Калашникова О. В., Печинская Л. И. Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций у иностранных студентов, обучающихся по русскоязычным программам (на примере СПбПУ Петра Великого) // Современные наукоемкие технологии. Педагогические науки. 2020. № 9.
  10. Комарова Ю. А. Дидактическая система формирования научно-исследовательской компетентности средствами иностранного языка в условиях последипломного образования: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2008.
  11. Конюшева О. А. Сравнительная характеристика научного стиля и языка художественной литературы // Бюллетень науки и практики. 2021. № 7 (7).
  12. Крапивник Л. Ф., Джонг Бел. Научный стиль речи русского языка в иноязычной аудитории // Проблемы высшего образования. 2019. № 1.
  13. Кучерова Л. Н. Некоторые особенности научного текста в лингводидактическом аспекте // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Серия «Филология. Культурология. Педагогика. Методика». 2015. № 4.
  14. Парочкина М. М., Сафина Л. М., Чан Дай Зунг. Особенности работы с научным стилем речи на занятиях во вьетнамской аудитории // Вопросы педагогики. 2018. № 6-2.
  15. Пугачев И. А. Обучение иностранных студентов учебно-профессиональной и научной речи на продвинутом этапе: материалы методического семинара повышения квалификации русистов Монголии. М.: РУДН, 2006.
  16. Пугачев И. А., Василишина Т. И., Леонова Э. Н. Учебное реферирование как методический прием обучения русской научной речи // Вестник Белорусского общественного объединения преподавателей русского языка как иностранного. 2007. № 6.
  17. Пугачев И. А., Яркина Л. П. Структурные особенности заголовочных конструкций учебно-научных текстов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранный языки и методика их преподавания». 2015. № 4.
  18. Ракитина О. В. Критерии научно-исследовательской компетентности аспирантов педвуза // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1 (2).
  19. Сальная Л. К. Обучение аудированию научной речи // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 10 (147).
  20. Смирнов М. В. Вопросы обучения реферированию и аннотированию в курсе обучения магистрантов иностранному языку // Наука, образование и экспериментальное проектирование: мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 6-10 апреля 2015 г.). М., 2015.
  21. Татаринова А. В. Экскурсия как средство повышения мотивации студентов-медиков к изучению иностранного языка // Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в вузе и школе: сб. науч. тр. конф. (г. Якутск, 7 декабря 2017 г.). Якутск: Сахаада, 2018.
  22. Троянская Е. С. Культура научной дискуссии в социально-психологическом и лингвистическом аспектах // Типология текста в функционально-стилистическом аспекте: сб. науч. тр. Пермь, 1990.
  23. Хаматова А. А. Словообразование современного китайского языка. Владивосток, 1988.
  24. Харзеева С. Э., Кутузова Г. И., Аникина Е. И. Обучение иностранных студентов навыкам владения научным стилем речи // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. Серия «Международная деятельность вузов». 2005. № 94 (12).
  25. Черняева Т. В. Особенности обучения научному стилю речи иностранных слушателей подготовительного отделения // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: мат. 74-й научной сессии сотрудников университета (г. Витебск, 23-24 января 2019 г.). Витебск, 2019.
  26. Чжан Сюань, Щеглова И. В. Исследовательская компетенция студентов-лингвистов на основе практико-ориентированного подхода: характеристики и аспекты формирования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. № 6.
  27. Шатрова Т. И., Теряева Г. Н. Обучение научному стилю речи на занятиях по РКИ // Проблемы науки: мат. Всерос. науч.-тех. конф., посвященной 150-летию Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева и 60-летию Новомосковского института РХТУ им. Д. И. Менделеева (г. Новомосковск, 25-26 ноября 2019 г.). Новомосковск, 2019.
  28. Шахова Е. М., Паутова К. А., Паутов М. А. Инновационные технологии в международном образовательном пространстве (на примере преподавания гуманитарных дисциплин) // Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения. 2021. № 14.
  29. Шеньшина М. А. Элементарная грамматика китайского языка. М.: Восток-Запад; АСТ, 2007.
  30. Шустикова Т. В. Фонетический аспект в обучении научному стилю речи (довузовский этап) // Мир русского слова и русское слово в мире: мат. XI Конгресса МАПРЯЛ. София: Heron Press, 2007.

Информация об авторах

Лян Цзяхуэй

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Чжан Сюань

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Щеглова Инна Владимировна

д. филол. н.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 февраля 2022.
  • Опубликована: 31 марта 2022.

Ключевые слова

  • научный стиль речи
  • русский язык как иностранный
  • исследовательская компетенция
  • лингводидактический опросник
  • иностранные студенты
  • scientific style of speech
  • Russian as a Foreign Language
  • research competence
  • linguodidactic questionnaire
  • foreign students

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)