• Научная статья
  • 31 марта 2022
  • Открытый доступ

Технологии формирования иноязычной информационной компетенции студентов технического вуза

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности технологий концептуально-ориентированного обучения, обучения через исследование, проектно-ориентированного обучения как компонента методической системы обучения студентов непрофильных вузов в процессе овладения иноязычной информационной компетенцией. Автор обосновывает необходимость применения технологий обработки иноязычной информации. В статье рассмотрены и проанализированы основные принципы и содержательные основы специально отобранных и адаптированных технологий обучения при осуществлении иноязычной информационной деятельности. Научная новизна заключается в разработке и описании комплекса технологий, направленных на формирование иноязычной информационной компетенции обучающихся технического вуза. В результате автор дает характеристику основным этапам реализации представленных технологий, уточняет их роль в формировании иноязычной информационной компетенции обучающихся технического вуза.

Источники

  1. Болдырев Н. Н. Актуальные задачи когнитивной лингвистики на современном этапе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 1 (34).
  2. Дзюба Е. В. Когнитивная лингвистика: уч. пособие для высших учебных заведений. Екатеринбург, 2018.
  3. Каракозова Е. Н. Иноязычная информационная компетенция: сущность и компонентный состав // Вестник педагогических наук. 2022. № 1.
  4. Карпов А. О. Теоретические основы исследовательского обучения в обществе знаний // Педагогика. 2019. № 3.
  5. Корж Т. Н. Формирование профессиональных концептов средствами иностранного языка // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 4.
  6. Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  7. Леушина И. В. Проблема выбора педагогических технологий в процессе формирования лингвокомпетентного выпускника технического вуза // Ярославский педагогический вестник. 2010a. Т. 2. № 2.
  8. Леушина И. В. Совершенствование подготовки специалистов технического профиля на основе моделирования ее иноязычной составляющей в условиях уровневого высшего профессионального образования: автореф. дисс. … д. пед. н. Н. Новгород, 2010b.
  9. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. М.: Академия, 2002.
  10. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика: уч. издание. М.: АСТ; Восток-Запад, 2009.
  11. Чернышов С. В., Шамов А. Н. Теория и методика обучения иностранным языкам. Бакалавриат: учебник. М.: КноРус, 2022.
  12. Шамов А. Н. Основополагающие научные понятия методики преподавания и их значение для практического овладения иностранным языком в разных образовательных средах // Инновационные технологии в образовательной деятельности: мат. Всерос. науч.-метод. конф. (г. Нижний Новгород, 5 февраля 2019 г.). Н. Новгород, 2019.
  13. Шарипов Ф. В. Технология исследовательского обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5-3.
  14. Condliffe B. Project-Based Learning: A Literature Review. Working Paper. N. Y.: MDRC, 2017.
  15. Dostál J., Gregar J. Inquiry-Based Instruction: Concept, Essence, Importance and Contribution. Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2015.
  16. Erickson H. L., Lanning L. A., French R. Concept-Based Curriculum and Instruction for the Thinking Classroom. Thousand Oaks: Corwin Press, 2017.
  17. Krajcik J. S., Blumenfeld P. C. Project-Based Learning // The Cambridge Handbook of the Learning Sciences / ed. by R. Keith Sawyer. Cambridge, 2006.
  18. Larmer J., Mergendoller J., Boss S. Setting the Standard for Project-Based Learning. Alexandria: ASCD, 2015.
  19. Marschall C., French R. Concept-Based Inquiry in Action: Strategies to Promote Transferable Understanding. Thousand Oaks: Corwin Press, 2018.
  20. Novak J. D. Concept-Based learning // Boulding K. E., Senesh L. The Optimum Utilization of Knowledge. N. Y.: Routledge, 2019.
  21. Pedaste M., Mäeots M., Siiman L. A., De Jong T., Van Riesen S. A., Kamp E. T., Tsourlidaki E. Phases of Inquiry-Based Learning: Definitions and the Inquiry Cycle // Educational Research Review. 2015. Vol. 14.
  22. Thomas J. W. A Review of Research on Project-Based Learning. San Rafael: Autodesk, 2000.

Информация об авторах

Каракозова Екатерина Николаевна

Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 февраля 2022.
  • Опубликована: 31 марта 2022.

Ключевые слова

  • иноязычная информационная компетенция
  • концептуально-ориентированное обучение
  • проектно-ориентированное обучение
  • обучающиеся технического вуза
  • обучение через исследование
  • foreign-language information competence
  • concept-based learning
  • project-based learning
  • students of a technical university
  • inquiry-based learning

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)