• Обзор
  • 29 апреля 2022
  • Открытый доступ

Проблема изучения смыслового чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте цифровизации образования: теоретический обзор

Аннотация

Цель настоящей статьи - представить обзор современных отечественных и зарубежных теоретико-экспериментальных источников по вопросу изучения смыслового чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации образования. В статье проанализированы изменения в области учебных текстов в условиях цифровизации образования, представлен анализ результатов современных исследований смыслового чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также теоретическое обоснование необходимости модификации диагностического инструментария по изучению смыслового чтения у школьников с ОВЗ. Научная новизна заключается в разностороннем анализе малоизученного вопроса восприятия и понимания текстов различных типов и форматов в процессе чтения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В результате определено, что важным для коррекционной педагогики является обновление инструментария по диагностике и устранению нарушений смыслового чтения с учетом концептуальных видоизменений учебно-методического материала, используемого в обучении.

Источники

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
  2. Балакина Ю. В., Соснин А. В. Интерсемиотичность и мультимедийность: от традиционных текстов к электронным // Сибирский филологический журнал. 2017. № 1.
  3. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2020. Т. 10. № 5.
  4. Браташ В. С., Галактионова Т. Г. Современный этап трансформации учебного текста: доминирование визуального компонента // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 1 (51).
  5. Веселовская Т. С. Особенности исследования цифровых учебных текстов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. № 1.
  6. Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал // Мир русского слова. 2021. № 2.
  7. Войскунский А. Е., Солодов М. Ю. Влияние свойств электронного текста на эффективность и результативность чтения. Литературный обзор // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 2.
  8. Воробьева Т. Л. Трансформация модели чтения в цифровой культуре // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. № 27.
  9. Горнякова Т. А. Смысловое чтение печатного и цифрового текста как способ формирования функциональной грамотности // Вопросы педагогики. 2021. № 9-1.
  10. Государственная программа РФ «Информационное общество»: утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 (ред. от 25.01.2022). URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1
  11. Грибова О. Е. Особенности становления процессов понимания текстов у детей с тяжелыми нарушениями речи: монография. М., 2019.
  12. Жильцова Л. Ю., Купрещенко О. Ф. Изучение процесса цифрового чтения российских школьников: опыт экспериментального онлайн-исследования // Педагогическое образование: новые вызовы и цели: сб. науч. тр. VII Междунар. форума по педагогическому образованию. Казань: Изд-во КФУ, 2021.
  13. Зубарева Ю. М. Электронные образовательные ресурсы: специфика представления информации в учебном тексте // Тульский научный вестник. Серия «История. Языкознание». 2021. № 3 (7).
  14. Ивлева М. Г. Состояние смыслового чтения у обучающихся с задержкой психического развития // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2016. № 3 (13).
  15. Калманова Ц. А. Понимание текста как категория педагогической герменевтики и фактор формирования у обучающихся функциональной грамотности // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23. № 2.
  16. Киселева Н. В. Смысловое чтение. День единого текста: подходы к разработке, организации и проведению. Ярославль, 2018.
  17. Киселева Н. Ю. Особенности смыслового чтения и умения работать с информацией младших школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2016. № 3.
  18. Климовицкий С. В., Осипов Г. В. Цифровое неравенство и его социальные последствия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 2.
  19. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46).
  20. Мамченко А. А., Макаров М. И. Культура чтения в эпоху пост-грамотности: стратегии чтения и задачи общеобразовательной школы // Ценности и смыслы. 2021. № 4.
  21. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение как понятие и реальное явление // Книга. Исследования и материалы. 2019. № S1.
  22. Оганов С. Р., Корнев А. Н. Чтение письменных и электронных текстов детьми 9-11 и 12-14 лет: понимание, скорость и когнитивные механизмы // Чтение в цифровую эпоху: сб. мат. VIII Междунар. науч.-практ. конф. Российской ассоциации дислексии. М., 2018.
  23. Панова О. В. Прагматика объяснения в художественном тексте // Вестник Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова. Язык, литература, культура. 2019. № 2.
  24. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112).
  25. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: уч. пособие. Изд-е 5-е. М.: Неолит, 2019.
  26. Приходченко Е. И. Педагогическая герменевтика как наука и искусство толкования текста: средовый подход // Вестник Академии гражданской защиты. 2018. № 2 (14).
  27. Савинков С. В. Семиотика текста: уч. пособие. Воронеж, 2017.
  28. Северина Е. М. Цифровой текст в пространстве современной культуры // Человек и культура. 2019. № 5.
  29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028
  30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ): утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30
  31. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»: утвержден протоколом № 3 заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos
  32. Химичук Е. В. Цифровое неравенство или неравенство в цифрах // Политика и общество. 2018. № 1.
  33. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М., 2016.
  34. Anestis E. The Effects of Using Information and Communication Technologies Instead of Traditional Paper Based Test During the Examination Process on Students with Dyslexia // Procedia Computer Science. 2015. Vol. 65.
  35. Baron N. S. Digital Reading: A Research Assessment // Handbook for Writing Research Paper. N. Y.: Routledge, 2020. Vol. 5 / ed. by E. B. Moje, P. P. Afflerbach, P. Enciso.
  36. Bogoviz A. V., Gimelshteyn A. V., Shvakov E. E. Digitalization of the Russian Education System: Opportunities and Perspectives // Quality-Access to Success. 2018. Vol. 19.
  37. Bråten I., Braasch J.-L. G., Salmerón L. Reading Multiple and Non-Traditional Texts: New Opportunities and New Challenges // Handbook of Reading Research. N. Y.: Routledge, 2019. Vol. 5 / ed. by E. B. Moje, P. P. Afflerbach, P. Enciso.
  38. Chae S. H., Kim M. Semantic/Phonological Error Characteristics and Reading Fluency for School-Aged Children with Language Learning Disabilities in 3rd to 4th Grades // Communication Sciences and Disorders. 2019. Vol. 24. Iss. 2.
  39. Clinton-Lisell V. Reading from Paper Compared to Screens: A Systematic Review and Meta-Analysis // Journal of Research in Reading. 2019. Vol. 42. Iss. 2.
  40. Coutinho A. The Place of Semantics and Pragmatics in a Linguistic Approach to Texts // Catalan Journal of Linguistics. 2020. Special Issue.
  41. Delimehmet-Dada S., Ergul C. Vocabulary and Reading Comprehension Skills of Students with Learning Disabilities and with Typical Development // Ankara Universitesi Egitim Bilimleri Fakultesi Ozel Egitim Dergisi. Ankara University Faculty of Educational Sciences Journal of Special Education. 2020. Vol. 21. Iss. 1.
  42. Fesel S. S., Segers E., Verhoeven L. Individual Variation in Children’s Reading Comprehension across Digital Text Types // Journal of Research in Reading. 2018. Vol. 41. Iss. 1.
  43. Furenes M. I., Kucirkova N., Bus A. A.Comparison of Children’s Reading on Paper versus Screen: A Meta-Analysis // Review of Educational Research. 2021. Vol. 91. Iss. 4.
  44. Goodwin A., Cho S.-J., Reynolds D., Brady K. Digital versus Paper Reading Processes and Links to Comprehension for Middle School Students // American Educational Research Journal. 2019. Vol. 57. Iss. 4
  45. Jian Y. C. Reading in Print versus Digital Media Uses Different Cognitive Strategies: Evidence from Eye Movements during Science-Text Reading // Reading and Writing. 2022. Vol. 1 (January).
  46. Kesson H. Reading Digital Texts: Obstacles to Using Digital Resources // English Teaching-Practice and Critique. 2020. Vol. 19. Iss. 2.
  47. Kong Y., Seo Y. S., Zhai L.Comparison of Reading Performance on Screen and on Paper: A Meta-Analysis // Computers & Education. 2018. Vol. 123.
  48. Levratto V. Encounter between Reading on Paper and Screen Reading: Towards a Grammar of Reading in Digital Environments // Foro de Educacion. 2017. Vol. 15. Iss. 23.
  49. Meunier J. G. Digital Text: Hermeneutic Issues // Digital Humanities Quarterly. 2018. Vol. 12. Iss. 1.
  50. Nicolielo-Carrilho A. P., Hage S. R. Metacognitive Reading Strategies of Children with Learning Disabilities // CODAS. 2017. Vol. 29. Iss. 3.
  51. Palani S., Fourney A., Morris M. R. An Eye Tracking Study of Web Search by People with and without Dyslexia // Proceedings of the 43rd International ACM SIGIR Conference on Research and Development in Information Retrieval (SIGIR ‘20). Xi’an, 2020.
  52. Schmitt K. L., Hurwitz L. B., Nichols D. Learning to eRead: A Qualitative Exploration of Young Children’s Developing eReader Practices // Journal of Computer Assisted Learning. 2022. Vol. 38. Iss. 2.
  53. Shaked K., Shamir A., Vakil E. An Eye Tracking Study of Digital Text Reading: A Comparison between Poor and Typical Readers // Reading and Writing. 2020. Vol. 33. Iss. 8.
  54. Singer L. M., Alexander P. A. Reading on Paper and Digitally: What the Past Decades of Empirical Research Reveal // Review of Educational Research. 2017. Vol. 87. Iss. 6.
  55. Sun Y. K., Wang J. D., Dong Y. The Relationship between Reading Strategy and Reading Comprehension: A Meta-Analysis // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12.
  56. Trifonas P. P. The Semiotics of Visual Perception and the Autonomy of Pictorial Text: Toward a Semiotic Pedagogy of the Image // Educational Philosophy and Theory. 2021. Vol. 53. Iss. 7.

Информация об авторах

Ивлева Мария Геннадьевна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Лопатина Людмила Владимировна

д. пед. н., проф.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 марта 2022.
  • Опубликована: 29 апреля 2022.

Ключевые слова

  • смысловое чтение
  • интерпретация
  • текст
  • цифровое чтение
  • цифровой (электронный) текст
  • цифровизация образования
  • цифровые образовательные ресурсы
  • semantic reading
  • interpretation
  • text
  • digital reading
  • digital (electronic) text
  • education digitalisation
  • digital educational resources

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)