Проблема изучения смыслового чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте цифровизации образования: теоретический обзор
Аннотация
Цель настоящей статьи - представить обзор современных отечественных и зарубежных теоретико-экспериментальных источников по вопросу изучения смыслового чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации образования. В статье проанализированы изменения в области учебных текстов в условиях цифровизации образования, представлен анализ результатов современных исследований смыслового чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также теоретическое обоснование необходимости модификации диагностического инструментария по изучению смыслового чтения у школьников с ОВЗ. Научная новизна заключается в разностороннем анализе малоизученного вопроса восприятия и понимания текстов различных типов и форматов в процессе чтения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В результате определено, что важным для коррекционной педагогики является обновление инструментария по диагностике и устранению нарушений смыслового чтения с учетом концептуальных видоизменений учебно-методического материала, используемого в обучении.
Источники
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
- Балакина Ю. В., Соснин А. В. Интерсемиотичность и мультимедийность: от традиционных текстов к электронным // Сибирский филологический журнал. 2017. № 1.
- Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2020. Т. 10. № 5.
- Браташ В. С., Галактионова Т. Г. Современный этап трансформации учебного текста: доминирование визуального компонента // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 1 (51).
- Веселовская Т. С. Особенности исследования цифровых учебных текстов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. № 1.
- Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал // Мир русского слова. 2021. № 2.
- Войскунский А. Е., Солодов М. Ю. Влияние свойств электронного текста на эффективность и результативность чтения. Литературный обзор // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 2.
- Воробьева Т. Л. Трансформация модели чтения в цифровой культуре // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. № 27.
- Горнякова Т. А. Смысловое чтение печатного и цифрового текста как способ формирования функциональной грамотности // Вопросы педагогики. 2021. № 9-1.
- Государственная программа РФ «Информационное общество»: утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 (ред. от 25.01.2022). URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1
- Грибова О. Е. Особенности становления процессов понимания текстов у детей с тяжелыми нарушениями речи: монография. М., 2019.
- Жильцова Л. Ю., Купрещенко О. Ф. Изучение процесса цифрового чтения российских школьников: опыт экспериментального онлайн-исследования // Педагогическое образование: новые вызовы и цели: сб. науч. тр. VII Междунар. форума по педагогическому образованию. Казань: Изд-во КФУ, 2021.
- Зубарева Ю. М. Электронные образовательные ресурсы: специфика представления информации в учебном тексте // Тульский научный вестник. Серия «История. Языкознание». 2021. № 3 (7).
- Ивлева М. Г. Состояние смыслового чтения у обучающихся с задержкой психического развития // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2016. № 3 (13).
- Калманова Ц. А. Понимание текста как категория педагогической герменевтики и фактор формирования у обучающихся функциональной грамотности // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23. № 2.
- Киселева Н. В. Смысловое чтение. День единого текста: подходы к разработке, организации и проведению. Ярославль, 2018.
- Киселева Н. Ю. Особенности смыслового чтения и умения работать с информацией младших школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2016. № 3.
- Климовицкий С. В., Осипов Г. В. Цифровое неравенство и его социальные последствия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 2.
- Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46).
- Мамченко А. А., Макаров М. И. Культура чтения в эпоху пост-грамотности: стратегии чтения и задачи общеобразовательной школы // Ценности и смыслы. 2021. № 4.
- Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение как понятие и реальное явление // Книга. Исследования и материалы. 2019. № S1.
- Оганов С. Р., Корнев А. Н. Чтение письменных и электронных текстов детьми 9-11 и 12-14 лет: понимание, скорость и когнитивные механизмы // Чтение в цифровую эпоху: сб. мат. VIII Междунар. науч.-практ. конф. Российской ассоциации дислексии. М., 2018.
- Панова О. В. Прагматика объяснения в художественном тексте // Вестник Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова. Язык, литература, культура. 2019. № 2.
- Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112).
- Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: уч. пособие. Изд-е 5-е. М.: Неолит, 2019.
- Приходченко Е. И. Педагогическая герменевтика как наука и искусство толкования текста: средовый подход // Вестник Академии гражданской защиты. 2018. № 2 (14).
- Савинков С. В. Семиотика текста: уч. пособие. Воронеж, 2017.
- Северина Е. М. Цифровой текст в пространстве современной культуры // Человек и культура. 2019. № 5.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ): утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30
- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»: утвержден протоколом № 3 заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos
- Химичук Е. В. Цифровое неравенство или неравенство в цифрах // Политика и общество. 2018. № 1.
- Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М., 2016.
- Anestis E. The Effects of Using Information and Communication Technologies Instead of Traditional Paper Based Test During the Examination Process on Students with Dyslexia // Procedia Computer Science. 2015. Vol. 65.
- Baron N. S. Digital Reading: A Research Assessment // Handbook for Writing Research Paper. N. Y.: Routledge, 2020. Vol. 5 / ed. by E. B. Moje, P. P. Afflerbach, P. Enciso.
- Bogoviz A. V., Gimelshteyn A. V., Shvakov E. E. Digitalization of the Russian Education System: Opportunities and Perspectives // Quality-Access to Success. 2018. Vol. 19.
- Bråten I., Braasch J.-L. G., Salmerón L. Reading Multiple and Non-Traditional Texts: New Opportunities and New Challenges // Handbook of Reading Research. N. Y.: Routledge, 2019. Vol. 5 / ed. by E. B. Moje, P. P. Afflerbach, P. Enciso.
- Chae S. H., Kim M. Semantic/Phonological Error Characteristics and Reading Fluency for School-Aged Children with Language Learning Disabilities in 3rd to 4th Grades // Communication Sciences and Disorders. 2019. Vol. 24. Iss. 2.
- Clinton-Lisell V. Reading from Paper Compared to Screens: A Systematic Review and Meta-Analysis // Journal of Research in Reading. 2019. Vol. 42. Iss. 2.
- Coutinho A. The Place of Semantics and Pragmatics in a Linguistic Approach to Texts // Catalan Journal of Linguistics. 2020. Special Issue.
- Delimehmet-Dada S., Ergul C. Vocabulary and Reading Comprehension Skills of Students with Learning Disabilities and with Typical Development // Ankara Universitesi Egitim Bilimleri Fakultesi Ozel Egitim Dergisi. Ankara University Faculty of Educational Sciences Journal of Special Education. 2020. Vol. 21. Iss. 1.
- Fesel S. S., Segers E., Verhoeven L. Individual Variation in Children’s Reading Comprehension across Digital Text Types // Journal of Research in Reading. 2018. Vol. 41. Iss. 1.
- Furenes M. I., Kucirkova N., Bus A. A.Comparison of Children’s Reading on Paper versus Screen: A Meta-Analysis // Review of Educational Research. 2021. Vol. 91. Iss. 4.
- Goodwin A., Cho S.-J., Reynolds D., Brady K. Digital versus Paper Reading Processes and Links to Comprehension for Middle School Students // American Educational Research Journal. 2019. Vol. 57. Iss. 4
- Jian Y. C. Reading in Print versus Digital Media Uses Different Cognitive Strategies: Evidence from Eye Movements during Science-Text Reading // Reading and Writing. 2022. Vol. 1 (January).
- Kesson H. Reading Digital Texts: Obstacles to Using Digital Resources // English Teaching-Practice and Critique. 2020. Vol. 19. Iss. 2.
- Kong Y., Seo Y. S., Zhai L.Comparison of Reading Performance on Screen and on Paper: A Meta-Analysis // Computers & Education. 2018. Vol. 123.
- Levratto V. Encounter between Reading on Paper and Screen Reading: Towards a Grammar of Reading in Digital Environments // Foro de Educacion. 2017. Vol. 15. Iss. 23.
- Meunier J. G. Digital Text: Hermeneutic Issues // Digital Humanities Quarterly. 2018. Vol. 12. Iss. 1.
- Nicolielo-Carrilho A. P., Hage S. R. Metacognitive Reading Strategies of Children with Learning Disabilities // CODAS. 2017. Vol. 29. Iss. 3.
- Palani S., Fourney A., Morris M. R. An Eye Tracking Study of Web Search by People with and without Dyslexia // Proceedings of the 43rd International ACM SIGIR Conference on Research and Development in Information Retrieval (SIGIR ‘20). Xi’an, 2020.
- Schmitt K. L., Hurwitz L. B., Nichols D. Learning to eRead: A Qualitative Exploration of Young Children’s Developing eReader Practices // Journal of Computer Assisted Learning. 2022. Vol. 38. Iss. 2.
- Shaked K., Shamir A., Vakil E. An Eye Tracking Study of Digital Text Reading: A Comparison between Poor and Typical Readers // Reading and Writing. 2020. Vol. 33. Iss. 8.
- Singer L. M., Alexander P. A. Reading on Paper and Digitally: What the Past Decades of Empirical Research Reveal // Review of Educational Research. 2017. Vol. 87. Iss. 6.
- Sun Y. K., Wang J. D., Dong Y. The Relationship between Reading Strategy and Reading Comprehension: A Meta-Analysis // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12.
- Trifonas P. P. The Semiotics of Visual Perception and the Autonomy of Pictorial Text: Toward a Semiotic Pedagogy of the Image // Educational Philosophy and Theory. 2021. Vol. 53. Iss. 7.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 11 марта 2022.
- Опубликована: 29 апреля 2022.
Ключевые слова
- смысловое чтение
- интерпретация
- текст
- цифровое чтение
- цифровой (электронный) текст
- цифровизация образования
- цифровые образовательные ресурсы
- semantic reading
- interpretation
- text
- digital reading
- digital (electronic) text
- education digitalisation
- digital educational resources
Copyright
© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»