• Научная статья
  • 23 мая 2022
  • Открытый доступ

Ролевая игра как способ формирования социальной культуры учащихся психолого-педагогических классов общеобразовательной школы

Аннотация

Цель данной статьи - охарактеризовать ролевую игру как технологию формирования у обучающихся значимых компонентов социальной культуры для решения проблемно-творческих задач в условиях классов психолого-педагогической направленности. Авторы отмечают воспитательный характер перспектив применения данной технологии в процессе формирования значимых компонентов социальной культуры личности обучающихся посредством погружения обучающихся в предлагаемые профессиональные обстоятельства. Научная новизна исследования состоит в дополнении имеющегося инструментария взаимодействия педагога с обучающимися классов психолого-педагогической направленности в рамках формирования социальной культуры обучающихся. В результате авторы показывают, что обстоятельства погружения в ролевую игру способствуют формированию у школьников критического мышления для решения проблемных ситуаций; практике коммуникативных навыков, саморазвитию и саморегуляции, развитию эмоционального интеллекта.

Источники

  1. Владыкина Е. А. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как эффективное средство формирования личностного и профессионального самоопределения // Новый взгляд на систему образования: сб. мат. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Прокопьевск, 10 апреля 2019 г.). Кемерово, 2019.
  2. Илалтдинова Е. Ю., Оладышкина А. А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 (32). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-3-3
  3. Караваева С. А. К проблеме о сущности понятия «социальная культура» // Наука и социум: мат. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2018.
  4. Корепанова Н. В., Стародубова Е. А. Педагогический класс в российской школе как форма профильного образования // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2021. Т. 6. № 3. DOI: 10.24412/2470-1262-2021-3-99-108
  5. Куприянов Б. В., Ручко Л. С., Миновская О. В. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2018.
  6. Михайлова Т. А., Шеленкова М. Н. Условия формирования у обучающихся коммуникативной культуры: проблемы, компоненты, требования к педагогам // Социальные отношения. 2018. № 3 (26).
  7. Организация деятельности психолого-педагогических классов: уч.-метод. пособие / Академия Минпросвещения России. М., 2021.
  8. Первый А. О. Технологии развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры // Гуманитарное пространство. 2019. Т. 8. № 3.
  9. Прохорова М. П., Ваганова О. И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-4-2
  10. Радченко В. А. Исследование и развитие образовательно-эмоционального интеллекта, культуры обучающихся в теоретической и практической педагогике как необходимая часть социально-общественного школьно-образовательного пространства // Молодой ученый. 2020. № 18 (308).
  11. Усанова О. Г. Соотношение формирования социально-коммуникативной компетентности и социального интеллекта // Перспективы науки. 2016. № 6 (81).
  12. Федоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). DOI: 10.32744/pse.2019.1.19.
  13. Хорошенина Т. П., Геранина О. В. Особенности социально-профессионального самоопределения выпускников педагогических классов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 1.

Информация об авторах

Аксёнов Сергей Иванович

к. пед. н.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Кузнецова Светлана Валерьевна

к. пед. н.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Лабутин Андрей Сергеевич

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 апреля 2022.
  • Опубликована: 23 мая 2022.

Ключевые слова

  • ролевая игра
  • психолого-педагогический класс
  • социальная культура школьников
  • профильное педагогическое обучение
  • role-play
  • psychological-pedagogical class
  • social culture of schoolchildren
  • specialised teacher training

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)