• Научная статья
  • 25 июля 2022
  • Открытый доступ

Оценка влияния структурных компонентов образовательной среды вуза на становление будущего педагога

Аннотация

Цель настоящего исследования - определение влияния структурных компонентов образовательной среды вуза на личностное, профессиональное, социокультурное становление будущего педагога. В статье раскрывается сущность понятий «образовательная среда», «образовательное пространство» в рамках основных теоретических концепций и моделей образовательной среды. Проведен анализ и раскрыты специфичные характеристики структурных компонентов образовательной среды НИУ «БелГУ», обладающие «развивающим эффектом». Научная новизна исследования заключается в обосновании структурных составляющих образовательной среды вуза как совокупности микросред, каждая из которых состоит из структурного каркаса в виде пространственно-предметного («пространство вещей»), событийно-деятельностного («пространство событий») и субъектно-социального («пространство отношений») компонентов. В результате доказано, что наибольшее влияние на становление будущих педагогов во всех сферах оказывают дидактическая, практико-ориентированная, творческая и воспитательная микросреды, в особенности в компоненте «пространство отношений».

Источники

  1. Авдиенко Г. Ю. Образовательная среда вуза как психологический феномен // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 5.
  2. Арендачук И. В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических рисков // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. Ю. Г. Голуба. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2012. Вып. 7.
  3. Белозерцев Е., Долженко О., Усачев А. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. № 9.
  4. Ваганова О. И., Лебедева А. А., Лапшова А. В. Формирование комфортной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2 (35). DOI: 10.26140/bgz3-2021-1002-0013
  5. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2.
  6. Головлева С. М., Юдин В. В. Структура и компонентный состав образовательной среды // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» (г. Ярославль, 4-5 марта 2014 г.): в 2-х ч. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. Ч. 1.
  7. Гребенюк Е. В. Образовательная среда вуза как пространство реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 6.
  8. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психологосоциальный институт, 1999.
  9. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследования // Психологический журнал. 2011. № 4.
  10. Клочко В. Е. Ментальное пространство личности как предмет профессионально-психологического осмысления // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность / под ред. В. И. Кабрина. Томск: Томский гос. ун-т, 2002.
  11. Коваленко В. И., Соколова О. А., Губаренко И. В. Феноменология культурно-образовательной среды // Культурно-образовательная среда: современные тенденции и перспективы исследований: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 22 мая 2019 г.). Белгород: БГИИК, 2019.
  12. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / под ред. B. B. Рубцова. М.: Вен-Мер, 1996.
  13. Кролевецкая Е. Н., Исаев И. Ф. Социокультурная образовательная среда вуза как фактор развития полисубъектности будущего педагога // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6.
  14. Крылова Н. Б. Школьный уклад - какое качество образования мы создаём? // Народное образование. 2010. № 6 (1399).
  15. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 128.
  16. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6.
  17. Мануйлов Ю. С. Среда в вопросах и ответах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31).
  18. Мерзон Е. Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Молодой ученый. 2011. Т. 2. № 10.
  19. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности: монография. М.: Прометей, 2005.
  20. Ольховая Т. А., Хабарова Т. С. Модель становления субъектности студента медицинского вуза // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-22.
  21. Панов В. И. Напряженность образовательной среды в контексте субъект-средовых взаимодействий // Научное мнение. 2018. № 1.
  22. Панов В. И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3.
  23. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: МГППУ, 2002.
  24. Сергеев С. Ф. Образовательные среды в постнеклассических представлениях когнитивной педагогики // Открытое образование. 2012. № 1 (90).
  25. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая российская конференция по экологической психологии (г. Москва, 12-14 апреля 2000 г.): материалы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
  26. Филатова М. Н. Социокультурная среда вуза: теоретико-методологический аспект: монография. М., 2012.
  27. Чибисова Н. Г. Социокультурная среда вуза - фундамент накопления студентами культурного капитала // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 8.
  28. Щукина М. А., Жданова А. А. Зоны психологического пространства личности // Петербургский психологический журнал. 2017. № 18.
  29. Яковлева Е. В. Культурная среда и ее влияние на личность будущего учителя // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. 2003. Т. 2.
  30. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение: экспертно-проектный практикум. М.: Просвещение, 2020.

Информация об авторах

Кролевецкая Елена Николаевна

к. пед. н., доц.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Михайлова Дарья Ивановна

к. пед. н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Шеховская Наталия Леонидовна

д. пед. н., доц.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 июня 2022.
  • Опубликована: 25 июля 2022.

Ключевые слова

  • образовательная среда вуза
  • личностное становление будущего педагога
  • профессиональное становление будущего педагога
  • социокультурное становление будущего педагога
  • university educational environment
  • personal formation of a future teacher
  • professional formation of a future teacher
  • sociocultural formation of a future teacher

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)