• Научная статья
  • 25 августа 2022
  • Открытый доступ

Содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в системе непрерывного дополнительного профессионального образования

Аннотация

Цель исследования - выявить содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в учреждениях дополнительного профессионального образования. В статье представлены содержательно-методические аспекты организации тьюторского и менторского сопровождения в дополнительном профессиональном образовании с учетом положений акмеологического, деятельностного и личностного подходов. Научная новизна исследования заключается в определении педагогических условий организации тьюторского и менторского сопровождения, необходимых для реализации индивидуального образовательного маршрута слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В результате определены формы реализации тьюторского и менторского сопровождения в системе дополнительного профессионального образования взрослых.

Источники

  1. Андреева Е. А. Внедрение тьюторских моделей обучения как одно из условий реализации индивидуализации при модернизации российского образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2011. № 1 (4).
  2. Бабаева А. В. Современные технологии и формы педагогического наставничества // Наука через призму времени. 2021. № 1 (46).
  3. Березова Н. А. Реализация тьюторского сопровождения студентов педагогического вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 2.
  4. Богачев А. Н., Цилицкий В. С. Тьюторское действие в образовании: теория, практика, подготовка кадров. Челябинск: ЮУ НЦ «РАО», 2021.
  5. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998.
  6. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997.
  7. Гущина Т. Н. Тьюторские практики в повышении квалификации педагогов дополнительного образования детей // Инновации в школьном образовании. 2017. № 12.
  8. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000.
  9. Дубовая Л. С. Сущность менторства в сфере образования и отличие от других технологий обучения // Сибирский учитель. 2021. № 3 (136).
  10. Дубовая Л. С., Малкина Е. А. Повышение качества управления образовательными организациями посредством деятельности общественно-профессионального института менторства // Сибирский учитель. 2020. № 1 (128).
  11. Дьячкова М. А., Ланских М. Е. Профессия «тьютор» и ее место в образовательном пространстве школы // Вопросы образования: история, теория, практика: сб. науч. ст: в 2-х ч. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. Ч. 1.
  12. Жижина И. В. Организация работы тьютора в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
  13. Зубова Л. А. Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг. Особенности и различия // Молодой ученый. 2021. № 46 (388).
  14. Карманова О. Л., Королева С. В. Этапы тьюторского сопровождения взрослых в профессиональном самоопределении: теоретический аспект // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2021. № 1.
  15. Ковалёва Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. № 2.
  16. Коджаспирова Г. М. Возникновение и эволюция становления тьюторства в России // Наука и школа. 2019. № 1.
  17. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский учитель. 2019. № 1.
  18. Кузьмина Н. В., Жаринов Н. М., Жаринова Е. Н. Акмеологические технологии профессионального образования. СПб.: Центр стратегических исследований, 2016.
  19. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
  20. Максимова В. Н. Акмеологический подход в педагогике: монография. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007.
  21. Орлова Т. Н., Бородина К. И., Урвачева А. А. Тьюторство как ресурс индивидуализации образования // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2-1.
  22. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  23. Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве. М. - Тверь: СФК-офис, 2016.
  24. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.
  25. Силенков В. И., Тарасова М. И. Дополнительное профессиональное образование взрослых как элемент непрерывного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2021. Т. 20. № 1 (158).
  26. Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения // Проблемы и перспективы развития образования: мат. VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016.
  27. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012.
  28. Цибизова Т. Ю., Августан О. М., Сергеев Д. А., Марданов С. А. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4.
  29. Цилицкий В. С. Конструирование индивидуальных образовательных траекторий тьюторского сопровождения обучающихся: методические рекомендации. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018.
  30. Шумакова К. С. Тьюторинг как форма повышения квалификации педагогов // Педагогическое образование в России. 2012. № 1.
  31. Щенников С. А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М.: Дрофа, 2005.
  32. Якиманская И. С. Основы личностно-ориентированного образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Информация об авторах

Ворожейкина Анфиса Вячеславовна

к. пед. н., доц.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Цилицкий Виталий Сергеевич

к. пед. н.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 июля 2022.
  • Опубликована: 25 августа 2022.

Ключевые слова

  • тьюторское сопровождение
  • менторское сопровождение
  • непрерывное дополнительное профессиональное образование
  • педагогические условия
  • индивидуальный образовательный маршрут
  • tutor support
  • mentor support
  • continuing additional professional education
  • pedagogical conditions
  • individual educational route

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)