• Original research article
  • August 25, 2022
  • Open access

Content-Methodological Aspects of Tutor and Mentor Support Implementation in the System of Continuing Additional Professional Education

Abstract

The aim of the study is to identify the content and methodological aspects of the implementation of tutor and mentor support in institutions of additional professional education. The article presents the content and methodological aspects of tutor and mentor support organization in additional professional education, taking into account the provisions of acmeological, activity and personal approaches. The scientific novelty of the study lies in the determination of the pedagogical conditions for organizing tutor and mentor support, necessary for the implementation of an individual educational route for students of additional professional programs for advanced training and professional retraining. As a result, the forms of tutor and mentor support implementation in the system of additional professional education for adults are determined.

References

  1. Андреева Е. А. Внедрение тьюторских моделей обучения как одно из условий реализации индивидуализации при модернизации российского образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2011. № 1 (4).
  2. Бабаева А. В. Современные технологии и формы педагогического наставничества // Наука через призму времени. 2021. № 1 (46).
  3. Березова Н. А. Реализация тьюторского сопровождения студентов педагогического вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 2.
  4. Богачев А. Н., Цилицкий В. С. Тьюторское действие в образовании: теория, практика, подготовка кадров. Челябинск: ЮУ НЦ «РАО», 2021.
  5. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998.
  6. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997.
  7. Гущина Т. Н. Тьюторские практики в повышении квалификации педагогов дополнительного образования детей // Инновации в школьном образовании. 2017. № 12.
  8. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000.
  9. Дубовая Л. С. Сущность менторства в сфере образования и отличие от других технологий обучения // Сибирский учитель. 2021. № 3 (136).
  10. Дубовая Л. С., Малкина Е. А. Повышение качества управления образовательными организациями посредством деятельности общественно-профессионального института менторства // Сибирский учитель. 2020. № 1 (128).
  11. Дьячкова М. А., Ланских М. Е. Профессия «тьютор» и ее место в образовательном пространстве школы // Вопросы образования: история, теория, практика: сб. науч. ст: в 2-х ч. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. Ч. 1.
  12. Жижина И. В. Организация работы тьютора в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
  13. Зубова Л. А. Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг. Особенности и различия // Молодой ученый. 2021. № 46 (388).
  14. Карманова О. Л., Королева С. В. Этапы тьюторского сопровождения взрослых в профессиональном самоопределении: теоретический аспект // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2021. № 1.
  15. Ковалёва Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. № 2.
  16. Коджаспирова Г. М. Возникновение и эволюция становления тьюторства в России // Наука и школа. 2019. № 1.
  17. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский учитель. 2019. № 1.
  18. Кузьмина Н. В., Жаринов Н. М., Жаринова Е. Н. Акмеологические технологии профессионального образования. СПб.: Центр стратегических исследований, 2016.
  19. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
  20. Максимова В. Н. Акмеологический подход в педагогике: монография. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007.
  21. Орлова Т. Н., Бородина К. И., Урвачева А. А. Тьюторство как ресурс индивидуализации образования // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2-1.
  22. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  23. Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве. М. - Тверь: СФК-офис, 2016.
  24. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.
  25. Силенков В. И., Тарасова М. И. Дополнительное профессиональное образование взрослых как элемент непрерывного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2021. Т. 20. № 1 (158).
  26. Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения // Проблемы и перспективы развития образования: мат. VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016.
  27. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012.
  28. Цибизова Т. Ю., Августан О. М., Сергеев Д. А., Марданов С. А. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4.
  29. Цилицкий В. С. Конструирование индивидуальных образовательных траекторий тьюторского сопровождения обучающихся: методические рекомендации. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018.
  30. Шумакова К. С. Тьюторинг как форма повышения квалификации педагогов // Педагогическое образование в России. 2012. № 1.
  31. Щенников С. А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М.: Дрофа, 2005.
  32. Якиманская И. С. Основы личностно-ориентированного образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Author information

Anfisa Vyacheslavovna Vorozheikina

PhD

South Ural State University of Humanities and Pedagogy, Chelyabinsk

Vitaly Sergeevich Tsilitsky

PhD

South Ural State University of Humanities and Pedagogy, Chelyabinsk

About this article

Publication history

  • Received: July 13, 2022.
  • Published: August 25, 2022.

Keywords

  • тьюторское сопровождение
  • менторское сопровождение
  • непрерывное дополнительное профессиональное образование
  • педагогические условия
  • индивидуальный образовательный маршрут
  • tutor support
  • mentor support
  • continuing additional professional education
  • pedagogical conditions
  • individual educational route

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)