• Научная статья
  • 25 августа 2022
  • Открытый доступ

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования лексического запаса у слабовидящих младших школьников в условиях инклюзивного образования

Аннотация

Цель исследования - обосновать целесообразность внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для оптимизации образовательного процесса при обучении слабовидящих младших школьников русскому языку в условиях инклюзии. В статье анализируются возрастные особенности формирования лексического запаса в младшем школьном возрасте, приводится анализ результатов эмпирического изучения уровня сформированности лексического запаса у слабовидящих младших школьников, обосновываются возможности применения ИКТ в условиях инклюзивного образования. Научная новизна заключается в обосновании эффективности ИКТ как средства формирования лексического запаса у слабовидящих младших школьников в условиях инклюзии. В результате определены уровни сформированности лексического запаса речи у слабовидящих младших школьников и нормально видящих обучающихся; направления применения ИКТ для обучения слабовидящих младших школьников русскому языку.

Источники

  1. Гоняева А. И., Чигинцева В. В. Интерактивные словари как средство обучения в школьной практике преподавания русского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 7 (184).
  2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. Замашнюк Е. В., Бусева Ю. В. Адаптация содержания учебников для слабовидящих за счет усиления коррекционной составляющей образовательного процесса // Информационно-образовательное пространство особого ребенка: мат. XXIII Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Дети и информационное пространство» (г. Санкт-Петербург, 20-22 апреля 2016 г.). СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016.
  4. Замашнюк Е. В., Никулина Г. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. Научно-методические основы инклюзивного обучения слепых и слабовидящих в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО): метод. пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
  5. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  6. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1973.
  7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / пер. с англ. А. Маслова, О. Орешкиной, А. Попова; науч. ред. пер. на рус. яз. к. психол. н., доц. Т. В. Прохоренко. Изд-е 9-е. СПб.: Питер, 2012.
  8. Круглова Т. А. Понимание лексического значения слов младшими школьниками с нарушением зрения // Экология детства: особый ребенок и общество: мат. XXV Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Экология детства» (г. Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2018 г.). СПб., 2018.
  9. Круглова Т. А., Рогулева О. В. Развитие речи младших школьников со зрительной депривацией на основе формирования и расширения семантических полей // Кантор В. З., Никулина Г. В., Быкова Е. Б. Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение: монография для тифлопедагогов-практиков. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
  10. Моргайлик Л. И., Барская Н. М. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников: уч. пособие / науч. ред. Н. М. Барская. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986.
  11. Немов Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Изд-е 4-е. М.: ВЛАДОС, 2001. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
  12. Никулина Г. В. Адаптация содержания образования в контексте реализации ФГОС для слепых и слабовидящих // Школа для всех: образование слепых и слабовидящих: сб. ст. / под общ. ред. Г. В. Никулиной. СПб.: Граница, 2015.
  13. Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Никитина А. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
  14. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ: Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403075723/
  15. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: уч. пособие. М.: РАОИКП, 1999.
  16. Потемкина А. В. Восприятие шрифтовой наглядности слабовидящими младшими школьниками // Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства: мат. XX Междунар. конф. (г. Санкт-Петербург, 17-19 апреля 2013 г.). СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.
  17. Потемкина А. В. Использование ИКТ в процессе формирования лексики у слабовидящих младших школьников // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков: сб. мат. Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. уч. (г. Чебоксары, 31 декабря 2019 г.). Чебоксары: Среда, 2019.
  18. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся (ПрАООП НОО слабовидящих обучающихся) / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2017.
  19. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / под общ. ред. А. А. Реана. СПб. - М.: Прайм-Еврознак; Нева; Олма-Пресс, 2002.
  20. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. М.: ВЛАДОС, 2003.
  21. Свиридюк Т. П. Формирование интереса к учению у слабовидящих школьников. К.: Радянська школа, 1985.
  22. Тупоногов Б. К., Денискина В. З., Сацевич С. В., Зыкова М. А. Тифлопедагогические требования к художественному и полиграфическому исполнению учебных пособий для слабовидящих школьников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 2.
  23. Ялало Ф. Г. Адаптивная образовательная среда как фактор социализации детей с особыми образовательными потребностями // Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики: мат. Междунар. конф. (г. Санкт-Петербург, 19-20 июня 2008 г.). СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Информация об авторах

Замашнюк Елена Вадимовна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Круглова Тамара Александровна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Потемкина Алла Вадимовна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 июля 2022.
  • Опубликована: 25 августа 2022.

Ключевые слова

  • инклюзивное образование
  • информационно-коммуникационные технологии
  • слабовидящие обучающиеся
  • лексический запас
  • педагогическое сопровождение
  • обучение русскому языку
  • inclusive education
  • information and communication technologies
  • visually impaired students
  • vocabulary
  • pedagogical support
  • teaching the Russian language

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)