• Original research article
  • August 25, 2022
  • Open access

The Use of Information and Communication Technologies in the Process of Forming Vocabulary in Visually Impaired Primary Schoolchildren in the Context of Inclusive Education

Abstract

The aim of the study is to substantiate the practicability of introducing modern information and communication technologies (hereinafter referred to as ICT) to optimize the educational process when teaching the Russian language to visually impaired primary schoolchildren in conditions of inclusion. The article analyses the age-related features of vocabulary formation in primary school age, analyses the results of an empirical study of vocabulary formation level in visually impaired primary schoolchildren, substantiates the possibility of using ICT in inclusive education. The scientific novelty lies in substantiating the effectiveness of ICT as a means of vocabulary formation in visually impaired primary schoolchildren in conditions of inclusion. As a result, the levels of vocabulary formation in visually impaired primary schoolchildren and normally seeing students as well as the directions of using ICT for teaching the Russian language to visually impaired primary schoolchildren were determined.

References

  1. Гоняева А. И., Чигинцева В. В. Интерактивные словари как средство обучения в школьной практике преподавания русского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 7 (184).
  2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. Замашнюк Е. В., Бусева Ю. В. Адаптация содержания учебников для слабовидящих за счет усиления коррекционной составляющей образовательного процесса // Информационно-образовательное пространство особого ребенка: мат. XXIII Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Дети и информационное пространство» (г. Санкт-Петербург, 20-22 апреля 2016 г.). СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016.
  4. Замашнюк Е. В., Никулина Г. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. Научно-методические основы инклюзивного обучения слепых и слабовидящих в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО): метод. пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
  5. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  6. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1973.
  7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / пер. с англ. А. Маслова, О. Орешкиной, А. Попова; науч. ред. пер. на рус. яз. к. психол. н., доц. Т. В. Прохоренко. Изд-е 9-е. СПб.: Питер, 2012.
  8. Круглова Т. А. Понимание лексического значения слов младшими школьниками с нарушением зрения // Экология детства: особый ребенок и общество: мат. XXV Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Экология детства» (г. Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2018 г.). СПб., 2018.
  9. Круглова Т. А., Рогулева О. В. Развитие речи младших школьников со зрительной депривацией на основе формирования и расширения семантических полей // Кантор В. З., Никулина Г. В., Быкова Е. Б. Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение: монография для тифлопедагогов-практиков. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
  10. Моргайлик Л. И., Барская Н. М. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников: уч. пособие / науч. ред. Н. М. Барская. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986.
  11. Немов Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Изд-е 4-е. М.: ВЛАДОС, 2001. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
  12. Никулина Г. В. Адаптация содержания образования в контексте реализации ФГОС для слепых и слабовидящих // Школа для всех: образование слепых и слабовидящих: сб. ст. / под общ. ред. Г. В. Никулиной. СПб.: Граница, 2015.
  13. Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Никитина А. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
  14. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ: Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403075723/
  15. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: уч. пособие. М.: РАОИКП, 1999.
  16. Потемкина А. В. Восприятие шрифтовой наглядности слабовидящими младшими школьниками // Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства: мат. XX Междунар. конф. (г. Санкт-Петербург, 17-19 апреля 2013 г.). СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.
  17. Потемкина А. В. Использование ИКТ в процессе формирования лексики у слабовидящих младших школьников // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков: сб. мат. Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. уч. (г. Чебоксары, 31 декабря 2019 г.). Чебоксары: Среда, 2019.
  18. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся (ПрАООП НОО слабовидящих обучающихся) / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2017.
  19. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / под общ. ред. А. А. Реана. СПб. - М.: Прайм-Еврознак; Нева; Олма-Пресс, 2002.
  20. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. М.: ВЛАДОС, 2003.
  21. Свиридюк Т. П. Формирование интереса к учению у слабовидящих школьников. К.: Радянська школа, 1985.
  22. Тупоногов Б. К., Денискина В. З., Сацевич С. В., Зыкова М. А. Тифлопедагогические требования к художественному и полиграфическому исполнению учебных пособий для слабовидящих школьников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 2.
  23. Ялало Ф. Г. Адаптивная образовательная среда как фактор социализации детей с особыми образовательными потребностями // Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики: мат. Междунар. конф. (г. Санкт-Петербург, 19-20 июня 2008 г.). СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Author information

Elena Vadimovna Zamashnyuk

PhD

Russian Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg

Tamara Alexandrovna Kruglova

PhD

Russian Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg

Alla Vadimovna Potemkina

PhD

Russian Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg

About this article

Publication history

  • Received: July 2, 2022.
  • Published: August 25, 2022.

Keywords

  • инклюзивное образование
  • информационно-коммуникационные технологии
  • слабовидящие обучающиеся
  • лексический запас
  • педагогическое сопровождение
  • обучение русскому языку
  • inclusive education
  • information and communication technologies
  • visually impaired students
  • vocabulary
  • pedagogical support
  • teaching the Russian language

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)