• Научная статья
  • 25 августа 2022
  • Открытый доступ

Объективные и субъективные трудности в процессе изучения русского как иностранного (на примере китайских студентов НИУ «Белгородский государственный университет»)

Аннотация

Цель исследования - определить объективные и субъективные трудности в процессе изучения русского языка как иностранного (РКИ) китайскими студентами-инофонами. В статье предпринята попытка оценить объективные и субъективные трудности, актуальные для китайских студентов в ходе освоения программы РКИ, классифицировать эти трудности и определить, какие педагогические условия нужно создать для преодоления этих трудностей на подготовительном факультете (ПФ) Белгородского государственного научного исследовательского университета (НИУ «БелГУ»). В качестве фактического материала были использованы результаты опроса китайских студентов ПФ на предмет испытываемых ими трудностей в процессе изучения РКИ. Научная новизна данного исследования заключается в дополнении существующей классификации объективных и субъективных трудностей (Н. С. Брем, 2020) в процессе изучения русского языка как иностранного (РКИ) китайскими студентами-инофонами. В результате определены педагогические условия, направленные на преодоление выявленных трудностей при обучении китайских студентов РКИ.

Источники

  1. Бо Гуань. Проблемы обучения русскому языку в Китае // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 8 (141).
  2. Богачева Д. П. Погружение в языковую среду как эффективный метод развития языковой компетенции // Развитие профессионализма. 2016. № 2.
  3. Брем Н. С. Особенности барьеров при изучении иностранного языка в языковой среде и вне её // Самарский научный вестник. 2020. № 3 (32).
  4. Брусницына Е. В., Закиров Е. В., Иощенко Е. С., Бимбас Е. С., Сайпеева М. М., Шишмарева А. С., Замятина И. А. Сравнительный анализ дистанционного обучения на стоматологическом факультете с точки зрения студентов и преподавателей // Сознание. 2021. № 11.
  5. Владиславлевич Ю. В. Погружение в языковую среду как решающий фактор при изучении иностранного языка // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. «XII Левитовские чтения» (г. Москва, 19-20 апреля 2017 г.). М.: ИИУ МГОУ, 2017.
  6. Гирич З. И. Языковая среда как дидактическая категория в методике обучения иностранным языкам // Знание. 2016. № 1-3.
  7. Долженко Р. А. Управление эмоциями студентов как основа формирования позитивной мотивации к обучению // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 1 (13).
  8. Иванова И. С. Изучение русского языка в Китае (из опыта работы в Хайнаньском университете) // Концепт. 2014. № 13.
  9. Кривцова И. О. Особенности адаптации студентов-иностранцев к образовательному процессу в российском вузе // Вестник Тамбовского университета. 2010. № 6.
  10. Ли Минь. Адаптация китайских студентов к обучению в российском вузе: лингводидактические задачи // Педагогическое образование в России. 2011. № 1.
  11. Орехова И. Я. Языковая среда. Попытка типологии. М.: Государственный институт русского языка, 2003.
  12. Остапенко И. А. Эмоциональная компетентность педагога высшей школы как составляющая его профессиональной компетентности // Концепт. 2018. № V9.
  13. Петрова С. М., Слепцова А. И. Особенности обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2020. № 2 (18).
  14. Пугачёв И. А. Этнокультурная адаптация иностранных учащихся к условиям жизни и обучения в России // Русистика. 2012. № 4.
  15. Самчик Н. Н. Интерактивность в дистанционном обучении русскому языку как иностранному // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 1 (34).
  16. Сурыгин А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000.
  17. Халмуратов Б. М. Особенности психофизиологической адаптации иностранных студентов к обучению в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 2 (78).
  18. Юсупопа Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности. Казань: ТГГПУ, 2006.
  19. Muñoz C. On How Age Affects Foreign Language Learning // Advances in Research on Language Acquisition and Teaching: Selected Papers from the 14th GALA Conference. Thessaloniki, 2010.

Информация об авторах

Мокрищева Вероника Сергеевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Самосенкова Татьяна Владимировна

д. пед. н., проф.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июля 2022.
  • Опубликована: 25 августа 2022.

Ключевые слова

  • обучение русскому языку как иностранному
  • объективные трудности
  • субъективные трудности
  • китайские студенты
  • педагогические условия
  • teaching Russian as a foreign language
  • objective difficulties
  • subjective difficulties
  • Chinese students
  • pedagogical conditions

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)