• Научная статья
  • 25 августа 2022
  • Открытый доступ

Новая дидактика: академический и постакадемический дискурс

Аннотация

Целью статьи является сопоставление академического и постакадемического дискурсов в современной дидактике - поиск точек их соприкосновения и способов внедрения результатов дидактических исследований в практику. В статье на основе анализа философии постмодерна проведена экспликация феномена модернизации и реновации дидактического знания, констатировано сочетание внешних негативных тенденций академизации, обусловленных гносеологическим кризисом и преобладанием прикладных исследований в области дидактики без должного их осмысления на теоретическом и методологическом уровне. Научная новизна исследования заключается в том, что по результатам анализа деятельности межвузовского исследовательского центра «Новая дидактика» предложены пути сближения академического и постакадемического дискурса в дидактических исследованиях. В результате исследования обоснована необходимость накопления новых дидактических решений в практике, их обобщения и дидактического анализа средствами фундаментальной науки, консолидации усилий всего научно-педагогического сообщества для популяризации современных дидактических концептов и апробации их на практике.

Источники

  1. Гарифуллин Р. Р. Основы постмодернистской педагогики: монография. Казань, 2021.
  2. Иванова С. В. Дидактический концепт в эпоху постмодерна // Ценности и смыслы. 2015. № 3 (37).
  3. Кисель Н. К. Постакадемический тренд в современной философии науки // Философия и социальные науки в современном мире: мат. Междунар. науч. конф. к 30-летию фак. философии и соц. наук Белорус. гос. ун-та (г. Минск, 26-27 сентября 2019 г.) / редкол.: В. Ф. Гигин. Мн.: БГУ, 2019.
  4. Мухамед Т. В. Постмодернистские модели образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66).
  5. Осмоловская И. М. Инновационный потенциал классической дидактики // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: междисциплинарный дискурс: сб. ст. Всерос. конф. с междунар. уч. / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021.
  6. Осмоловская И. М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19).
  7. Перминова Л. М. Современная дидактика: от Коменского до наших дней: философско-педагогические аспекты современной дидактики: монография. М.: Школьные технологии, 2021.
  8. Петти Д. Современное обучение. Практическое руководство / пер. с англ. П. Кириллова. М.: Ломоносовъ, 2010.
  9. Федотова В. Г. Академическая и (или) постакадемическая наука? // Вопросы философии. 2014. № 8.
  10. Федотова В. Г. Соотношение академической и постакадемической науки как социальная проблема. М.: ИФРАН, 2015.
  11. Cascio J. A educação em um mundo cada vez mais caótico // Boletim Técnico do Senac. 2021. Vol. 47 (1).
  12. Downes S. Recent Work in Connectivism // European Journal of Open, Distance and E-Learning (EURODL). 2019. Vol. 22 (2).
  13. Kop R., Hill A. Connectivism: Learning Theory of the Future or Vestige of the Past? // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2008. Vol. 9 (3).
  14. Siemens G. Connectivism. 2017. URL: https://edtechbooks.org/lidtfoundations/connectivism

Финансирование

Исследование проведено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00109-22-02 на выполнение научных исследований по теме «Научное обоснование и выработка методологии обеспечения преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров».

Информация об авторах

Тарханова Ирина Юрьевна

д. пед. н., доц.

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 июля 2022.
  • Опубликована: 25 августа 2022.

Ключевые слова

  • академический дискурс
  • постакадемический дискурс
  • новая дидактика
  • дидактические исследования
  • дидактическое знание
  • academic discourse
  • post-academic discourse
  • new didactics
  • didactic research
  • didactic knowledge

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)