• Научная статья
  • 27 сентября 2022
  • Открытый доступ

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с использованием перчаточной куклы

Аннотация

Цель исследования - обосновать необходимость и возможность развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) с использованием перчаточной куклы. В статье обобщены взгляды современных зарубежных и отечественных исследователей по проблеме развития произвольного внимания детей дошкольного возраста с РАС, определены задачи, основные этапы педагогической работы, формы, методические приемы использования перчаточной куклы в педагогической работе по развитию произвольного внимания старших дошкольников с РАС. Проанализированы особенности внимания детей указанной категории: непроизвольное внимание доминирует над произвольным, наблюдается рассеянность внимания, повышенная отвлекаемость, инертность, быстрая истощаемость внимания, слабость целенаправленного внимания и концентрации на предмете. Научная новизна исследования заключается в определении необходимости развития произвольного внимания старших дошкольников с РАС как важного условия успешности в познавательной деятельности. В результате обосновано, что такой педагогический инструмент, как перчаточная кукла, является средством развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с РАС; представлена методика педагогической работы по развитию произвольного внимания детей указанной категории с использованием перчаточной куклы.

Источники

  1. Ананьев Б. Г. Воспитание внимания школьника. М.: Лениздат, 2016.
  2. Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2017.
  3. Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: Когито-центр, 2019.
  4. Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999.
  5. Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Исцеление: альманах. 1993. Вып. 1.
  6. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология: хрестоматия. Изд-е 2-е. М.: Когито-Центр, 2000.
  7. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Академия, 2014.
  8. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М. - Воронеж: Институт практической психологии; НПО Модек, 2010.
  9. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов / пер. с англ. О. В. Деряевой. М.: Владос, 2002.
  10. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. М.: Каро, 2016.
  11. Забрамная С. Д., Боровик О. В. От диагностики к развитию: пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М.: Интермедиатор, 2016.
  12. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1986. Т. II.
  13. Красильников Г. Т. Аутизм и аутистический синдром // Журнал невропатологии и психиатрии. 1996. Т. 96. Вып. 2.
  14. Лебединская К. С., Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 2 // Дефектология. 1988. № 2.
  15. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
  17. Wing L. The Autistic Spectrum: A Guide for Parents and Professionals. L., 1996.

Информация об авторах

Милованова Надежда Юрьевна

к. пед. н.

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Андреева Алена Алексеевна

к. психол. н.

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Исаева Светлана Николаевна

к. пед. н., доц.

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 августа 2022.
  • Опубликована: 27 сентября 2022.

Ключевые слова

  • развитие произвольного внимания
  • дети старшего дошкольного возраста
  • расстройства аутистического спектра
  • перчаточная кукла
  • development of voluntary attention
  • children of senior preschool age
  • autism spectrum disorders
  • glove puppet

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)