• Научная статья
  • 27 сентября 2022
  • Открытый доступ

Проектно-организованная программа развития университета педагогического профиля

Аннотация

Цель исследования - раскрытие общего подхода и принципов разработки программы развития университета педагогического профиля, представляющей проектно-организованную методологию и технологию организационно-управленческого сопровождения процесса оформления содер-жательно-деятельностных позиций всех участников инновационного процесса, связанного с совер-шенствованием системы непрерывного опережающего педагогического образования в соответствии со стратегическими ориентирами развития страны, современными направлениями научно-технологи¬ческого развития и с учетом актуальной научно-исследовательской повестки в сфере образования. В статье представлены методология и технология создания проектно-организованной программы развития университета педагогического профиля как программы инициативно-проблемного типа. Научная новизна результатов исследования определяется тем, что в общую теорию управления и организационно-управленческую методологию высшего образования введено понятие «проектно-организованная программа развития», выявлена сущность и расширено представление о понятии «управление развитием» применительно к системе высшего и дополнительного профессионального образования, а также конкретизированы показатели организационного эффекта в контексте требований к непрерывному педагогическому образованию, обозначенных в Концепции подготовки педагогических кадров на период до 2030 года. В результате разработана процессная технология пошагового программирования социокультурных и образовательных изменений в системе непрерывного опережающего образования, которая положена в основу научно-образовательной деятельности кафедры андрагогики и управления развитием ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».

Источники

  1. Алексеев Н. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: мат. науч.-практ. конф. М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1994.
  2. Бажутин И. А., Бажутина М. М. Постиндустриальная модель развития России // Управленческие науки. 2017. № 2.
  3. Бармин Н. Ю., Игнатьева Г. А. Проектирование регионального сетевого института инновационного образования // Интеграция образования. 2011. № 1.
  4. Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.
  5. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход / сост., подгот. текста, библиограф. Э. М. Мирского, В. Н. Садовского, Г. А. Смирнова. М.: Эдиториал УРСС, 1997.
  6. Боровская Л. В. Институциональная среда и особенности ее формирования в результате институциональных изменений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2018. № 4.
  7. Василенко Н. В. Институциональные особенности коллаборации в организационных структурах инновационной экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 4 (246).
  8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
  9. Гасинец М. В., Авдеенко Н. А., Михайлова А. М., Федоров О. Д., Пащенко Т. В. Большие идеи для содержания образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020.
  10. Гергерт Д. В., Айзенштат О. М. Методические аспекты организации управления портфелем научных проектов в вузе // Ars Administrandi (Искусство управления). 2015. № 1. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/z2t9kqsc4x/152282701.pdf
  11. Голенкова З. Т. Основные тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2001. № 1.
  12. Громыко Ю. В. Региональный университет как субъект стратегий развития: регионоформирование, научно-техническая, кадровая и инновационная политика, идентичность // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2 (30).
  13. Громыко Ю. В. Российская система образования сегодня: решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология. М.: ЛЕНАНД, 2019.
  14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
  15. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106).
  16. Зарецкий В. К., Краснов С. И., Каменский Р. Г. О двух подходах к разработке программ развития образования // Технологии проектной деятельности в образовании. Киров, 2000.
  17. Игнатьева Г. А. Самообучающаяся организация как модель повышения квалификации педагога // Высшее образование в России. 2005. № 9.
  18. Игнатьева Г. А., Мольков А. С. Инновационная площадка как место встречи практико-ориентированной науки и науко-ориентированной практики // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3.
  19. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В. Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов // Педагогика и просвещение. 2015. № 4.
  20. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
  21. Ковалева Н. Б. Медиаобразовательные перспективы рефлексивно-позиционного развития личности и способностей учащихся // Медиаобразование. 2017. № 1.
  22. Колесникова И. А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 4 (8).
  23. Коноплина Н. В. Системно-целевое управление развитием педагогического вуза: автореф. дисс. … д. пед. н. Тюмень, 2000.
  24. Кремнева Л. В., Заведенский К. Е., Рабинович П. Д., Апенько С. Н. Стратегирование образования: экосистемный переход // Интеграция образования. 2020. № 4 (101).
  25. Лазарев В. С. Проблема способности школы к развитию и программа ее улучшения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 4.
  26. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1.
  27. Мокий В. С., Лукьянова Т. А. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления // Universum: общественные науки. 2021. № 3 (72). DOI: 10.32743/UniSoc.2021.72-3.7-19
  28. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. Изд-е 2-е, испр. и доп. М., 2022. URL: https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/777-2022_Doktrina.pdf
  29. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002.
  30. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  31. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. М. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.
  32. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.
  33. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / под науч. ред. Н. Л. Титовой. М.: МАКС Пресс, 2008.
  34. Т-университеты / гл. ред. В. Волянская. 2019. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2019/10/SKOLKOVO_SEDeC_T-universities_ru.pdf
  35. Типология университетов, модели и инструменты организационного развития: препринт / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск, 2018. URL: https://bik.sfu-kras.ru/ft/LIB2/ELIB/b74/free/i-545496.pdf
  36. Тягунова Ю. В. Понятие и явление проектирования образовательно-научного процесса университета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2012. Вып. 15. № 4 (263).
  37. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Высшая школа экономики, 2019.
  38. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ.; под ред. проф. В. А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  39. Щедровицкий Г. П. Проблемы построения системной теории сложного «популятивного» объекта // Системные исследования: ежегодник-1975. М.: Наука, 1976.
  40. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / сост., библиогр. А. П. Огурцова, Б. Г. Юдина. М.: Эдиториал УРСС, 1997.
  41. Bunescu L., Estermann T. Institutional Transformation and Leadership Development at Universities: A Mapping Exercise Report from the Innovative Leadership and Change Management in Higher Education Project (NEWLEAD). Brussels: European University Association, 2021. URL: https://eua.eu/resources/publications/985:institutional-transformation-and-leadership-development-at-universities-a-mapping-exercise.html
  42. Gazi Y. Issues Surrounding a Heutagogical Approach in Global Engineering Education // ASEE Annual Conference & Exposition. Indianapolis: American Society for Engineering Education, 2014. URL: https://peer.asee.org/issues-surrounding-a-heutagogical-approach-in-global-engineering-education
  43. Hamdani K., Koubaa S. The Strategic Planning of University Transformation: The Case of Moroccan Public Universities // Projectics/Proyéctica/Projectique. 2021. Vol. 1 (28). URL: https://www.cairn.info/revue-projectique-2021-1-page-51.htm
  44. Hase S., Kenyon C. Moving from Andragogy to Heutagogy in Vocational Education // Australian Vocational Education and Training Research Association (AVETRA) Conference. Adelaide: Southern Cross University, 2001. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED456279.pdf
  45. Weaver G. C., Burgess W. D., Slakey L. Transforming Institutions: Undergraduate STEM Education for the 21st Century. West Lafayette: Purdue University Press, 2015. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1046&context=purduepress_ebooks

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках государственного задания на выполнение научно-исследовательских работ «Методология проектирования персонализированных треков повышения квалификации учителей на основе результатов комплексной диагностики сформированности профессиональных компетенций» от 13.01.2022 № 073-03-2022-112.

Информация об авторах

Игнатьева Галина Александровна

д. пед. н., проф.

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Сдобняков Виктор Владимирович

к. физ.-мат. н., доц.

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Моисеенко Андрей Валентинович

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 августа 2022.
  • Опубликована: 27 сентября 2022.

Ключевые слова

  • проектно-организованная программа развития университета
  • организационно-управленческое сопровождение
  • непрерывное опережающее педагогическое образование
  • организационно-деятельностная модель развития университета
  • project-organized program of university development
  • organizational and managerial support
  • continuous advanced pedagogical education
  • organizational and activity model of university development

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)