• Научная статья
  • 21 октября 2022
  • Открытый доступ

Реализация полилингвального образования в дошкольных образовательных организациях (на примере Республики Саха (Якутия))

Аннотация

Цель исследования - анализ опыта работы по внедрению полилингвального образования в дошкольных образовательных организациях Республики Саха (Якутия). В данной статье представлены промежуточные результаты исследования, проведенного в дошкольных образовательных организациях Республики Саха (Якутия). Научная новизна заключается в выявлении трех моделей полилингвального образования в дошкольных образовательных организациях Республики Саха (Якутия): обучение родному - иностранному - русскому языкам; обучение родному и русскому языкам; обучение русскому и родному языкам. В результате диагностики речевого развития детей дошкольного возраста по русскому, якутскому и английскому языкам была доказана эффективность всех трех моделей полилингвального образования в дошкольных образовательных организациях Республики Саха (Якутия).

Источники

  1. Джусупов М. Русский и английский языки - компоненты тюркско-инофонного полилингвального образования: дошкольное языковое образование // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2015. № 3.
  2. Дзапарова З. Г. Полилингвальное образование как основа сохранения культурного разнообразия человечества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 15.
  3. Дзусова Б. Т. Подготовка педагогов к реализации полилингвальной модели поликультурного образования в РСО-Алания для условий обучения на осетинском языке // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2015. № 4 (23).
  4. Иксанова Р. М., Киреева З. Р., Хабибуллина З. А., Абдюшева С. А. Опыт внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31361
  5. Камболов Т. Т., Дзуцев Х. В. Поликультурное пространство в Российской Федерации: реалии и перспективы // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. 2012. № 4.
  6. Кучиева Л. А. Стратегии подготовки учителя к работе в условиях полилингвальной модели поликультурного образования // Этнодиалоги. 2018. № 1 (55).
  7. Нуриева А. Р., Миннуллина Р. Ф., Даминова Р. Р. Особенности формирования языковой личности дошкольника в условиях полилингвального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3.
  8. Полилингвальная школа: концепция и модель образовательного процесса: сб. ст. / отв. ред. Е. А. Журавлева. Астана: Дана, 2017.
  9. Сагитов С. Т., Иксанова Р. М., Киреева З. Р., Буркова Т. А., Саттаров З. И. Сравнительный анализ практик внедрения полилингвальной модели поликультурного образования (на примере Республики Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Саха (Якутия), Республики Северная Осетия - Алания, Республики Татарстан, Чеченской Республики, Чувашской Республики). Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2021.
  10. Хусаинова Л. М. Полилингвальное образование - развитие родных языков на международном уровне // Учитель Башкортостана. 2021. № 12.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках НИР по теме «Сравнительный анализ практик внедрения полилингвальной модели поликультурного образования (на примере Республик Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия) и др.)» № 073-03-2022-009/3 от 11 апреля 2022 г.

Информация об авторах

Хусаинова Ляйля Мидхатовна

д. филол. н., проф.

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа

Хабибуллина Зулайха Ахметовна

к. филол. н., доц.

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 сентября 2022.
  • Опубликована: 21 октября 2022.

Ключевые слова

  • родной язык
  • русский язык
  • иностранный язык
  • национальная культура
  • полилингвальное образование
  • дошкольная образовательная организация
  • native language
  • Russian language
  • foreign language
  • national culture
  • multilingual education
  • preschool educational organisation

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)