• Научная статья
  • 21 октября 2022
  • Открытый доступ

Взаимосвязь школьной тревожности и успеваемости учащихся начальной школы

Аннотация

Целью исследования является выявление наличия взаимосвязи между проявлением школьной тревожности и успешностью освоения младшими школьниками образовательной программы. В статье школьная тревожность рассматривается как один из факторов психологического дисбаланса, во многом связанный с неготовностью к школьному обучению ввиду сложности адаптационных процессов. Выделены особенности проявления и причины школьной тревожности. Сделано предположение, что школьная тревожность взаимосвязана с успеваемостью. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе взаимосвязи школьной тревожности и успеваемости младших школьников с использованием нескольких психодиагностических методик и методов статистической обработки данных, что позволило выявить прямую положительную корреляцию исследуемых параметров. Установлено, что большинство школьников, охарактеризовавших себя как успевающие, имеют повышенную тревожность. Такое положение вещей позволяет говорить о феномене ложного благополучия школьников. Результатом исследования являются психолого-педагогические рекомендации по своевременной диагностике и снижению школьной тревожности учеников начальной школы.

Источники

  1. Артемова Т. А., Ковалева А. В. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста // Школа здоровья. 1998. Т. 5. № 3-4.
  2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977.
  3. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  4. Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: дисс. … к. психол. н. Томск, 1996.
  5. Бутенко В. Н., Аникина М. А. К вопросу о коррекции школьной тревожности и хронической неуспешности у младших школьников // Перспективы науки. 2022. № 3.
  6. Грехова П. В. Особенности проявления школьной тревожности у учащихся младшего школьного возраста // Психология особых состояний: от теории к практике: мат. IV всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 2021.
  7. Гришанова И. А. Дидактические условия формирования коммуникативной успешности у младших школьников: дисс. … к. пед. н. Ижевск, 2001.
  8. Изюмова И. С. Индивидуально-типологические особенности школьников с литературными и математическими способностями // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 1.
  9. Карагеорги Н. В., Макушкина О. М. Особенности школьной тревожности в младшем школьном возрасте // Человек в условиях социальных изменений: мат. междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2022.
  10. Кобазева Ю. А. Взаимосвязь школьной тревожности и академической успеваемости в младшем школьном возрасте // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 1 (61).
  11. Пантилеева Е. В., Моисеева А. А. Психологические проблемы современного детства, связанные с тревожностью младших школьников, пути их решения методом социально-психологического тренинга // Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития: сб. тр. II междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020.
  12. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009.
  13. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. - Воронеж, 2000.
  14. Филиппова Т. А., Крыжановская Н. В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников // Концепт. 2017. Т. 39.

Информация об авторах

Юркина Лера Валерьевна

к. пед. н., доц.

Московский государственный лингвистический университет

Шумакова Софья Андреевна

Московский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 сентября 2022.
  • Опубликована: 21 октября 2022.

Ключевые слова

  • школьная тревожность
  • успеваемость учащихся начальной школы
  • неготовность к школьному обучению
  • феномен ложного благополучия школьников
  • school anxiety
  • academic performance of primary school students
  • unreadiness for school
  • phenomenon of schoolchildren’s false well-being

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)