• Научная статья
  • 21 октября 2022
  • Открытый доступ

Организация проектной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе с гуманитарным уклоном в рамках учебной работы в формате «домашнее чтение» (на материале занятий по английскому языку)

Аннотация

Цель исследования - обосновать актуальность разработанной авторами оригинальной методики организации проектной деятельности в рамках проведения учебной работы в формате «домашнее чтение» на младших курсах бакалавриата неязыкового вуза с гуманитарным уклоном для формирования и развития языковых и профессиональных компетенций студентов на основе работы с художественным текстом. В данной работе предлагается не описанная ранее методика организации проектной деятельности в рамках осуществления учебной работы в формате «домашнее чтение», отмечается ее дидактический потенциал, проявляемый в гибкости учебных стратегий, значительно повышающих мотивацию студентов к изучению иностранного языка, даны рекомендации по техническому обеспечению дисциплины с привлечением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эта модернизированная методика основывается на уже имеющихся подходах к преподаванию данного аспекта, а также на активном использовании современных технологий. Методика, апробированная авторами, базируется на интегрировании разных форматов аудиторной и внеаудиторной работы, применении индивидуальных и дифференцированных обучающих стратегий, использовании современных ИКТ. Исследование выполнено на материале английского языка. Научная новизна данной работы заключается в том, что в статье представлен конкретный алгоритм действий преподавателя и студента по работе над проектом в рамках организации учебной работы в формате «домашнее чтение» при обучении иностранному языку в неязыковом вузе с гуманитарным уклоном. В результате обоснованным является утверждение об оптимальности разработанной авторами методики, применяемой в рамках организации учебной работы в формате «домашнее чтение» в неязыковом вузе с гуманитарным уклоном.

Источники

  1. Бекишева Т. Г., Гаспарян Г. А. Использование домашнего чтения как вида самостоятельной работы студентов в неязыковых вузах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 6 (36).
  2. Виноградова Т. В. Домашнее чтение в неязыковом вузе. Упражнения для домашнего чтения и виды активности студентов // Вестник современных исследований. 2018. № 12.1 (27).
  3. Демина В. А. Формирование умений работы с текстом на уроках домашнего чтения // Актуальные проблемы современного языкового образования в вузе: вопросы теории языка и методики обучения: тез. V междунар. конф. Коломна, 2015.
  4. Жаринова Л. Л. Домашнее чтение как один из аспектов языковой подготовки студентов // Наука Южно-Уральского государственного университета. Секции социально-гуманитарных наук: мат. 66-й науч. конф. / отв. за вып. С. Д. Ваулин. Челябинск, 2014.
  5. Заграйская Ю. С. Методика интегрированного обучения английскому языку и зарубежной литературе на занятиях по домашнему чтению: II курс, языковой вуз: автореф. дисс. … к. пед. н. Иркутск, 2009.
  6. Марьяновская Е. Л. Взаимосвязанное формирование коммуникативной и учебной компетенций при обучении домашнему чтению студентов в языковом вузе: автореф. дисс. … к. пед. н. Тамбов, 2007.
  7. Наказнюк Н. И. Принципы отбора текстов для занятий по домашнему чтению для студентов лингвистических специальностей // Вопросы методики преподавания в вузе. 2007. Вып. 10.
  8. Рогова Г. В., Мануэльян Ж. И. Методика работы над текстом в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе. 1973. № 5.
  9. Салье Т. Е., Самсонова Т. И. Домашнее чтение как аспект преподавания иностранного языка для специальных целей. К вопросу о самостоятельной работе студентов // Филологический аспект. 2019. № 5 (49).
  10. Самохина Н. П. Совершенствование навыков чтения студентов в рамках самостоятельной работы посредством домашнего чтения // Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: мат. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. Е. Сухова, Т. В. Ризина. Рязань, 2019.
  11. Селиванова Н. А. Организация и методика проведения домашнего чтения на среднем этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе в контексте новых требований к языковому образованию: на материале французского языка: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2005.
  12. Стрекалова М. Д. Методика преподавания аспекта «домашнее чтение» на младших курсах языкового вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Ярославль, 2008.
  13. Freebody P., Luke A. Literacies Programs: Debates and Demands in Cultural Context // Prospect: Australian Journal of TESOL. 1990. No. 5 (3).
  14. Nation P. The Language Learning Benefits of Extensive Reading // The Language Teacher Online. 1997. No. 21 (5).
  15. Waring R., Cramer T. How Does Extensive Reading Help EFL Learners? // 41st Annual TESOL Convention. Seattle, 2007.

Информация об авторах

Яблокова Татьяна Николаевна

к. филол. н., доц.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Яковлева Мария Александровна

к. филол. н.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 октября 2022.
  • Опубликована: 21 октября 2022.

Ключевые слова

  • организация проектной деятельности
  • обучение иностранному языку в неязыковом вузе
  • учебная работа в формате «домашнее чтение»
  • organisation of project activities
  • foreign language teaching at a non-linguistic university
  • academic work in the “home reading” format

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)