Когнитивный компонент педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к участию в инклюзивном образовательном процессе школы
Аннотация
Цель исследования - обосновать необходимость развития когнитивного компонента педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к инклюзивному образовательному процессу школы. В статье рассмотрены понятия «педагогическая компетентность родителей» и «педагогическая готовность родителей», а также когнитивный компонент педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к инклюзивному образовательному процессу школы, представлены результаты анкетирования родителей и выявлен уровень сформированности когнитивного компонента педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к инклюзивному образовательному процессу школы. Научная новизна заключается в фиксировании эмпирических данных о состоянии когнитивного компонента готовности родителей к участию в инклюзивном образовательном процессе школы. В результате определено, что знания родителей в области инклюзивного образования недостаточно развиты, необходимо формировать когнитивный компонент педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста для их полноценного участия в инклюзивном образовательном процессе школы.
Источники
- Адеева Т. Н. Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей: монография. Кострома: Изд-во Костромского государственного университета, 2017.
- Андреева А. А. Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, 2019. URL: https://e.lanbook.com/book/137559
- Арнаутова Е. П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. М.: Школьная пресса, 2012.
- Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие. М.: РООИ «Перспектива», 2013.
- Быстрова Н. Н. Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования // Мир. 2011. № 4-2 (29).
- Гребенников И. В. Семейное воспитание: краткий словарь. М.: Политиздат, 1990.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.
- Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Сфера, 2009.
- Ильина О. М. Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации: автореф. дисс. … к. юрид. н. Саратов, 2010.
- Лебедева К. М. Модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115).
- Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: в 2-х ч. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1-2.
- Назарова Н. М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика. 2015. № 9.
- Никитина М. И., Баулина М. В. Формирование профессиональной компетенции педагогов инклюзивного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4-2.
- Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
- Панфёрова О. С. Особенности акмеологического взаимодействия в инклюзивной образовательной среде // Акмеология. 2012. № 1.
- Петрова Е. Э., Дегтярева Л. И., Тиндетникова Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивной школе: методическое пособие. Новосибирск: Изд-во Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013.
- Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1.
- Стребелева Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. М.: Парадигма, 2012.
- Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. М., 1990.
- Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дисс. … к. пед. н. Астрахань, 2008.
- Чердынцева Е. В. Технологии формирования психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников // Начальная школа плюс: До и После. 2013. № 4.
- Шамсутдинова Д. В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями. Казань, 2002.
- Шинкарева Е. Ю. Право на образование ребёнка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом: монография. Архангельск, 2009.
- Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: дисс. … к. пед. н. Шуя, 2011.
- Яковлева Н. Н. Инклюзивное образование: социально-психологический аспект // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: мат. междунар. науч.-практ. конф. М., 2011.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 28 октября 2022.
- Опубликована: 26 декабря 2022.
Ключевые слова
- школьное инклюзивное образование
- педагогическая готовность родителей
- когнитивный компонент
- дети дошкольного возраста
- inclusive education at school
- pedagogical readiness of parents
- cognitive component
- preschool-aged children
Copyright
© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»