• Научная статья
  • 26 декабря 2022
  • Открытый доступ

Формирование умений коммуникативной рефлексии в процессе обучения английскому языку в 6 классах средней общеобразовательной школы

Аннотация

Цель исследования - обосновать, что дисциплина «Иностранный язык» обладает значительным потенциалом для формирования умений коммуникативной рефлексии учащихся. В статье анализируются и обосновываются возможности дисциплины «Иностранный язык» для формирования умений коммуникативной рефлексии, описываются отдельные приёмы формирования умений коммуникативной рефлексии на уроках английского языка в 6 классе. Научная новизна исследования заключается в уточнении терминологического аппарата процесса формирования умений коммуникативной рефлексии учащихся в рамках обучения в общеобразовательной школе. В результате теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность использования приёмов формирования умений коммуникативной рефлексии на уроках английского языка в 6 классах общеобразовательной школы в контексте федерального государственного образовательного стандарта.

Источники

  1. Алмабекова О. А. Рефлексия и коммуникация в обучении английскому языку для профессиональных целей // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10374
  2. Карпов А. В. Специфика взаимосвязи рефлексивности и самоактуализации личности // Ярославский психологический вестник. 2019. № 3 (45).
  3. Карпов А. В., Воронова Т. А. Рефлексивность как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 3-2.
  4. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: Изд-во Института психологии Российской академии наук, 2002.
  5. Лощакова А. Б. К вопросу о содержании термина «коммуникативная рефлексия» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 6-1.
  6. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО, 2009.
  7. Санникова С. В., Сафронова Н. А. Рефлексивный самоконтроль в процессе обучения иностранному языку // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 3А.
  8. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества / отв. ред. Я. А. Пономарёв. М., 1983a.
  9. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении // Проблемы рефлексии в научном познании / под ред. В. Н. Борисова. Куйбышев, 1983b.
  10. Тетерева А. А. Рефлексия в структуре учебной деятельности по овладению иностранным языком // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 4.
  11. Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности: сб. ст. Алма-Ата: Изд-во Казахстанского педагогического института, 1974.

Информация об авторах

Разуваева Татьяна Александровна

к. пед. н., доц.

Пензенский государственный университет

Шурыгина Юлия Александровна

к. пед. н.

Пензенский государственный университет

Щанкина Ольга Сергеевна

МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 ноября 2022.
  • Опубликована: 26 декабря 2022.

Ключевые слова

  • умения коммуникативной рефлексии
  • обучение английскому языку в школе
  • потенциал уроков английского языка
  • апробация педагогических приёмов
  • communicative reflection skills
  • teaching English at school
  • potential of English classes
  • practical evaluation of pedagogical techniques

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)