Формирование дискурсивной компетенции студентов языковых вузов на практических занятиях по иностранному языку
Аннотация
Целью исследования является обоснование необходимости формирования дискурсивной компетенции как важной составляющей коммуникативной компетенции студентов языковых вузов. В статье уточняется компонентный состав коммуникативной компетенции, изучается понятие дискурсивной компетенции в лингводидактических исследованиях, описывается комплекс знаний, навыков и умений, входящих в состав дискурсивной компетенции студентов языковых вузов, предлагается комплекс заданий, направленных на формирование дискурсивной компетенции студентов с учетом вышеизложенных теоретических положений. Научная новизна исследования заключается в интегративном лингводидактическом описании дискурсивной компетенции студентов языковых вузов и разработке комплекса упражнений, направленных на ее формирование на практических занятиях по иностранному языку. В результате проведенного исследования автор определяет сущность дискурсивного компонента коммуникативной компетенции студентов и приводит комплекс языковых, условно-коммуникативных и коммуникативных заданий, направленных на формирование данной компетенции.
Источники
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания иностранных языков). СПб.: Златоуст, 1999.
- Амерханова О. О. Формирование дискурсивной компетенции в целях обучения иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. № 5 (19-2).
- Головко О. С. Обучение студентов экологических специальностей критическому дискурс-анализу иноязычных текстов: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2021.
- Горбунов А. Г. Формирование дискурсивной иноязычной компетенции как инновационный компонент иноязычного образования в высшей школе // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 2 (4).
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1985. Вып. XVI / сост. и вступит. ст. Н. Д. Арутюновой и Е. В. Падучевой; под общ. ред. Е. В. Падучевой.
- Записных О. В. Особенности формирования иноязычной дискурсивной компетенции студентов языкового вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74).
- Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Блиц; Cambridge University Press, 2001.
- Методика обучения иностранным языкам. Традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2012.
- Мушенко Е. В., Микаелян Л. А. Модель формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов (направление подготовки «Зарубежное регионоведение») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 3.
- Попов А. Н. Учебный дискурс как средство формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего инженера: автореф. … к. пед. н. Оренбург, 2017.
- Рубцова А. В., Чичерина Н. В., Еремин Ю. В. Продуктивно-дискурсивный подход к обучению иностранному языку в системе современного высшего лингвистического образования. СПб.: Политех-Пресс; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2022.
- Шустова С. В., Царенко Н. М. Дискурсивные маркеры как средство формирования прагмалингвистической компетенции // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2018. Т. 4. № 2.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Филоматис, 2004.
- Celce-Murcia M., Olshtain E. Discourse and Context in Language Teaching: A Guide for Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
- Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
- Harmer J. The Practice of English Language Teaching. 4th ed. L.: Pearson Education, 2007.
- Hatch E. Discourse and Language Education. Cambridge: Cambridge University Library, 2004.
- Richards J. C., Schmidt R. W. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics. 3rd ed. L.: Pearson Education, 2002.
- The Handbook of Discourse Analysis / ed. by D. Schiffrin, D. Tannen, H. E. Hamilton. Malden - Oxford: Blackwell, 2001.
- Trosborg А.Interlanguage Pragmatics. Request, Complaints and Apologies. Berlin: Mouton de Gruyter, 1995.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 ноября 2022.
- Опубликована: 26 декабря 2022.
Ключевые слова
- дискурсивная компетенция
- технология формирования дискурсивной компетенции
- компонентный состав коммуникативной компетенции
- обучение иностранному языку
- студенты языковых вузов
- discursive competence
- technology of discursive competence formation
- component composition of communicative competence
- foreign language teaching
- language university students
Copyright
© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»