• Научная статья
  • 20 января 2023
  • Открытый доступ

Структурно-содержательная модель формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе в контексте идеи современной экологии

Аннотация

Цель исследования - обосновать возможность формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе на основе специализированной педагогической модели в контексте идеи современной экологии. В статье поясняется отличие современного экологического образования от экологического образования как предметной области. Рассматривается необходимость создания модели и дается ее описание. Научная новизна исследования заключается в разработке структурно-содержательной модели формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе, которая состоит из нормативно-целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативно-корректирующего блоков. В результате сформулированы педагогические условия, способствующие формированию экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе в контексте идеи современной экологии.

Источники

  1. Алексеев С. В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека // Окружающая среда Санкт-Петербурга. 2018. Т. 4. № 4 (10).
  2. Аубакирова С. Д. Диагностика сформированности экологической культуры будущих учителей // Вестник Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова. 2008. № 4. URL: https://pandia.ru/text/79/493/15969.php
  3. Гущина Э. В. Экологически ориентированная внеурочная деятельность в школе: инновации и результаты // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Вып. 10. № 5.
  4. Дереча Н. Н. Ценностные ориентации как элемент экологической культуры подростков // Молодой ученый. 2015. № 8 (88).
  5. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Миссия экологического образования - 2030 // Педагогика. 2020. № 6.
  6. Ермаков Д. С. Экология и устойчивое развитие: приоритеты науки и образования // Теоретическая и прикладная экология. 2021. Вып. 4.
  7. Захлебный А. Н. Перспективы развития экологического образования в России во втором десятилетии XX века // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2014. № 4.
  8. Игнатов С. Б., Игнатова В. А. Экологическая культура: системно-синергетический подход к описанию феномена // Социально-экологические технологии. 2011. № 1.
  9. Макарский А. М. Формирование экологической культуры учащихся в условиях неформального экологического образования: монография / науч. ред. проф. Т. С. Комиссарова. СПб.: ГБУДО «Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга», 2017.
  10. Сафиуллина Т. Ю., Степанова О. А., Щетинина Н. Н., Носач Л. В. Сборник методических материалов по теме: «Диагностика и методика экологического воспитания и образования детей школьного возраста». Самара, 2021.
  11. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2006.
  12. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Шалимов Д. Д. Мегаэкологическое образование как мировоззренческий фактор формирования нового образа жизни обучающихся // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2019. № 1 (99).
  13. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогические исследования: содержание и представление результатов: монография. Челябинск: Изд-во Русско-британского института управления, 2010.

Информация об авторах

Тюмасева Зоя Ивановна

д. пед. н., проф.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Шмакова Людмила Анатольевна

СОШ № 108 г. Челябинска имени героя РФ А. В. Яковлева

Шиндина Татьяна Леонидовна

СОШ № 108 г. Челябинска имени героя РФ А. В. Яковлева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 декабря 2022.
  • Опубликована: 20 января 2023.

Ключевые слова

  • структурно-содержательная модель формирования экологической культуры
  • субъекты образовательного процесса
  • обучение в школе
  • педагогические условия формирования экологической культуры
  • structural and content model for ecological culture formation
  • subjects of the educational process
  • school education
  • pedagogical conditions for ecological culture formation

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)