Структурно-содержательная модель формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе в контексте идеи современной экологии
Аннотация
Цель исследования - обосновать возможность формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе на основе специализированной педагогической модели в контексте идеи современной экологии. В статье поясняется отличие современного экологического образования от экологического образования как предметной области. Рассматривается необходимость создания модели и дается ее описание. Научная новизна исследования заключается в разработке структурно-содержательной модели формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе, которая состоит из нормативно-целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативно-корректирующего блоков. В результате сформулированы педагогические условия, способствующие формированию экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе в контексте идеи современной экологии.
Источники
- Алексеев С. В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека // Окружающая среда Санкт-Петербурга. 2018. Т. 4. № 4 (10).
- Аубакирова С. Д. Диагностика сформированности экологической культуры будущих учителей // Вестник Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова. 2008. № 4. URL: https://pandia.ru/text/79/493/15969.php
- Гущина Э. В. Экологически ориентированная внеурочная деятельность в школе: инновации и результаты // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Вып. 10. № 5.
- Дереча Н. Н. Ценностные ориентации как элемент экологической культуры подростков // Молодой ученый. 2015. № 8 (88).
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Миссия экологического образования - 2030 // Педагогика. 2020. № 6.
- Ермаков Д. С. Экология и устойчивое развитие: приоритеты науки и образования // Теоретическая и прикладная экология. 2021. Вып. 4.
- Захлебный А. Н. Перспективы развития экологического образования в России во втором десятилетии XX века // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2014. № 4.
- Игнатов С. Б., Игнатова В. А. Экологическая культура: системно-синергетический подход к описанию феномена // Социально-экологические технологии. 2011. № 1.
- Макарский А. М. Формирование экологической культуры учащихся в условиях неформального экологического образования: монография / науч. ред. проф. Т. С. Комиссарова. СПб.: ГБУДО «Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга», 2017.
- Сафиуллина Т. Ю., Степанова О. А., Щетинина Н. Н., Носач Л. В. Сборник методических материалов по теме: «Диагностика и методика экологического воспитания и образования детей школьного возраста». Самара, 2021.
- Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2006.
- Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Шалимов Д. Д. Мегаэкологическое образование как мировоззренческий фактор формирования нового образа жизни обучающихся // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2019. № 1 (99).
- Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогические исследования: содержание и представление результатов: монография. Челябинск: Изд-во Русско-британского института управления, 2010.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 декабря 2022.
- Опубликована: 20 января 2023.
Ключевые слова
- структурно-содержательная модель формирования экологической культуры
- субъекты образовательного процесса
- обучение в школе
- педагогические условия формирования экологической культуры
- structural and content model for ecological culture formation
- subjects of the educational process
- school education
- pedagogical conditions for ecological culture formation
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»