• Научная статья
  • 20 января 2023
  • Открытый доступ

Концепции непрерывного профессионального развития преподавателя современного вуза

Аннотация

Цель исследования - на основе анализа существующих концепций непрерывного профессионального развития предложить концепцию, подходящую для профессионального развития преподавателя современного вуза. В статье рассматриваются концепции непрерывного профессионального развития, анализируются их актуальность и возможность применения для преподавателя вуза. Научная новизна исследования заключается в выявлении сильных и слабых сторон каждой концепции, рассмотрении в теории, на концептуальном уровне вопросов профессионального развития преподавателя вуза, а также в предложении собственной авторской концепции непрерывного профессионального развития преподавателя вуза. В результате исследования был проведен анализ ряда самых известных концепций непрерывного профессионального развития отечественных и зарубежных ученых и предложена концепция, опираясь на которую можно выстроить траекторию профессионального развития преподавателя вуза.

Источники

  1. Акмеология / под ред. А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина. СПб.: Питер, 2003.
  2. Алексеева П. М. Профессиональное развитие преподавателя вуза в условиях модернизации образования // Исследование и практика в социально-экономической и гуманитарной сфере: сб. избр. ст. всерос. (нац.) науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 13 июня 2022 г.). СПб.: Изд-во Гуманитарного национального исследовательского института «НАЦРАЗВИТИЕ», 2022.
  3. Артюхина А. И., Третьяк С. В., Великанов В. В. Творческое развитие педагога в образовательной среде университета // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23. № 5.
  4. Боровская М. А., Масыч М. А., Паничкина М. В. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 5.
  5. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5.
  6. Козырева О. А. Профессиональное развитие современного специалиста сферы образования: анализ зарубежных теорий становления // Вестник современной науки. 2015. № 2 (2).
  7. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: Изд-во Национального исследовательского университета «МЭИ», 1985.
  8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  9. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие человека как стратегическая задача непрерывного образования // Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования: мат. XI междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. М. Митиной. М., 2015.
  10. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во Университета российского инновационного образования, 2002.
  11. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. Мн.: Вышэйшая школа, 1984.
  12. Ginzberg E., Ginsburg S. W., Axelrad S., Herma J. L. Occupational Choice: An Approach to a General Theory. N. Y.: Columbia University Press, 1951.
  13. Super D. E. Vocational Development: A Framework of Research. N. Y., 1957.

Информация об авторах

Алексеева Полина Михайловна

к. пед. н.

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 декабря 2022.
  • Опубликована: 20 января 2023.

Ключевые слова

  • концепции развития преподавателя
  • концепции непрерывного профессионального роста
  • профессиональный рост преподавателя вуза
  • teacher development conceptions
  • conceptions of continuous professional growth
  • professional growth of a university teacher

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)