• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Формирование мотивации к изучению второго иностранного языка у студентов языковых факультетов с использованием элементов геймификации (на примере обучения немецкому языку)

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость и целесообразность включения элементов геймификации в процесс обучения второму иностранному языку студентов языковых факультетов для повышения их мотивации. В статье акцентируется роль геймификации в формировании устойчивой положительной мотивации студентов к изучению иностранного языка. Научная новизна исследования заключается в разработке системы повышения внутренней мотивации студентов, в основе которой лежит метод геймификации, базирующийся на реализации принципов игровой направленности процесса обучения, использования балльной системы оценивания результатов обучающихся, реализации стратегии “Feedback” и интерактивного характера обучения в рамках обучения дисциплине «Практический курс второго иностранного языка (немецкий язык)». В результате исследования выявлено, что при реализации фрагментов занятий с применением элементов геймификации студенты продемонстрировали большую заинтересованность к овладению вторым иностранным языком.

Источники

  1. Бабкина Н. В. Использование игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 2008. № 4.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ; Астрель; Хранитель, 2008.
  3. Зубкова Г. И. Взаимоотношения между мотивацией учащихся и стратегиями изучения языка // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2.
  4. Идрисова П. Г., Оздеаджиева Т. М., Гасайнаева Э. З. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94).
  5. Калинин Н. В., Денисов В. Н., Белолипецкая А. В. Некоторые составляющие и факторы учебной мотивации студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1-3 (115).
  6. Косикова Л. В. Особенности мотивации и ценностных ориентаций студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2.
  7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: уч. пос. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Смысл; Академия, 2005.
  8. Липатова С. Д., Хохолева Е. А. Геймификация как педагогическая технология активизации учебной мотивации студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1 (37).
  9. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности: избранные труды. М.: Изд-во Института психологии Российской академии наук, 2006.
  10. Мешков Н. И., Яшкова А. Н. Мотивация учебной деятельности студентов младших курсов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2.
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018.
  12. Садчиков И. А., Ярина С. Ю., Суслова И. А. Обучающие видеоигры как одна из современных тенденций образования в России // Новые информационные технологии в образовании и науке: мат. Х междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2017.
  13. Хитрук Е. Б. Новые игровые решения в образовании: геймификация как технология формирования критического мышления // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 65.
  14. Шабалина О. А. Разработка обучающих компьютерных игр: как сохранить баланс между обучающей и игровой компонентой? // Образовательные технологии и общество. 2013. № 3.

Информация об авторах

Быстрай Елена Борисовна

д. пед. н., проф.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Скоробренко Иван Александрович

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Белова Лариса Александровна

к. филол. н., доц.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 февраля 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • обучение немецкому языку в вузе
  • практический курс второго иностранного языка
  • мотивация
  • элементы геймификации
  • German language teaching at a university
  • practical course of a second foreign language
  • motivation
  • gamification elements

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)