• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Применение метода интонационно-смыслового (содержательного) анализа в контексте теории художественного интонирования на фортепиано в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза

Аннотация

Цель работы – обоснование необходимости и целесообразности применения метода интонационно-смыслового (содержательного) анализа в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза. В статье раскрывается сущность метода интонационно-смыслового (содержательного) анализа в контексте теории художественного интонирования на фортепиано. Интонационно-смысловой (содержательный) анализ представлен как специальный метод музыкального образования, позволяющий обучающимся понять авторскую идею сочинения, логику развёртывания музыкальной драматургии, определить особенности интонационно-звуковой и аналитическо-структурной организации музыкального произведения и воплотить всё выявленное в собственном исполнении. Научная новизна: сущность интонационно-смыслового (содержательного) анализа раскрыта в контексте теории художественного интонирования на фортепиано; выявлены и определены особенности и педагогический потенциал, условия применения интонационно-смыслового (содержательного) анализа в качестве продуктивного метода в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза. В результате доказано, что если на регулярной основе, систематично применять интонационно-смысловой (содержательный) анализ в процессе освоения музыкально-педагогического репертуара, то у обучающихся появляется осознанность восприятия произведений искусства, формируются широта мышления, жанрово-стилевые представления, улучшается качество знаний, появляется устойчивый интерес к музыкальному обучению и стремление к самосовершенствованию, что, несомненно, сказывается и на выразительности, эмоциональности, наполненности собственного исполнения.

Источники

  1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 2020.
  2. Аристотель. Риторика. Поэтика / пер. с древнегреч. Н. Платоновой, В. Аппельрота. М.: АСТ, 2021.
  3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1971.
  4. Берлянчик М. М. Вопросы развития культуры интонирования в обучении скрипача: учеб.-метод. пос. М.: Изд-во Российской государственной специализированной академии искусств, 2014.
  5. Бодина Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019a.
  6. Бодина Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник. М.: Юрайт, 2019b.
  7. В классе А. Б. Гольденвейзера: сб. ст. / сост. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986.
  8. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2-х т. СПб.: Наука, 2007. Т. II.
  9. Дидро Д. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Academia, 1946. Т. 6. Искусство / пер. под ред. Н. Жарковой; общ. ред., вступ. ст. и примеч. Д. Аркина.
  10. Казанцева Л. П. Автор в музыкальном содержании: монография. М.: Изд-во Российской академии музыки им. Гнесиных, 1998.
  11. Либерман Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.
  12. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1978.
  13. Малинковская А. В. Искусство фортепианного интонирования: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2018a.
  14. Малинковская А. В. Исполнительско-педагогический анализ музыкального произведения в контексте герменевтической теории понимания-интерпретации // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018b. № 3 (23).
  15. Малинковская А. В. Категориальная триада «стиль – творческий метод – индивидуально-типологический статус» как методологическая основа изучения искусства музыканта-исполнителя // Музыкальное искусство и образование. 2017. № 1.
  16. Малинковская А. В. О некоторых универсалиях педагогической мысли в области фортепианного исполнительства // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 2.
  17. Малинковская А. В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1995.
  18. Маряч А. Ю. К вопросу о специфике исполнения-интонирования фортепианной музыки венских классиков // Kant. 2021a. № 2 (39).
  19. Маряч А. Ю. Специфика исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021b. Т. 26. № 191.
  20. Маряч А. Ю. Сравнительный анализ эволюции научно-педагогического знания в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2020. Т. 25. № 188.
  21. Маряч А. Ю., Сухова Л. Г. Музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования в контексте современной педагогики музыкального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.
  22. Маряч А. Ю., Шипилкина Т. А. Содержательно-методический аспект формирования исполнительской компетентности будущего учителя музыки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 5.
  23. Маряч А. Ю., Шипилкина Т. А. Формирование профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021. Т. 26. № 194.
  24. Медушевский В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: дисс. … д. иск. М., 1981.
  25. Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975.
  26. Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987.
  27. Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: дисс. … д. иск. М., 2000.
  28. Михайлов М. К. Стиль в музыке: исследование. Л.: Музыка, 1981.
  29. Мухина В. С. Интонирование как феномен культуры: на пересечении внешних исторически складывающихся реалий // Развитие личности. 2017. № 3.
  30. Мухина В. С. Презентация монографии А. В. Тороповой «Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии» // Развитие личности. 2009. № 1.
  31. Мухина В. С. Уникальный феномен интонирования, присущий человеку, и его воплощение в науках // Развитие личности. 2015. № 3.
  32. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2003.
  33. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 4-е. М.: Музыка, 1982.
  34. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории. М.: Музыка, 1980.
  35. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2018.
  36. Прасолов Е. Н. Художественно-творческое развитие музыканта-исполнителя: проблема преемственности. Тольятти: Композитор, 2009.
  37. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3-х т. / пер. с фр. М.: Гослитиздат, 1961. Т. 1.
  38. Торопова А. В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология: монография. М.: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2018.
  39. Торопова А. В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: дисс. … д. психол. н. М., 2014.
  40. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство: учеб. пос. Изд-е 6-е. СПб.: Лань, 2021.
  41. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пос. для студентов вузов искусств и культуры. Изд-е 4-е. СПб.: Лань, 2014.
  42. Целковников Б. М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: дисс. … д. пед. н. Краснодар, 1999.
  43. Шаймухаметова Л. Н. Семантические процессы в музыкальной теме: дисс. … д. иск. Ростов н/Д, 2000.
  44. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства / пер. П. С. Попов; ред. Е. Крылова. М.: Рипол-Классик, 2020.
  45. Шипилкина Т. А. Особенности организации музыкально-образовательного процесса для иностранных студентов из Китайской Народной Республики // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации: мат. VI всерос. (нац.) науч. конф., посвящ. 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета (г. Пенза, 17 декабря 2020 г.) / под общ. ред. О. П. Суриной. Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2020.
  46. Шипилкина Т. А. Проблема музыкального восприятия в теории и практике музыкального образования // Педагогический институт имени В. Г. Белинского: традиции и инновации: мат. VIII всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 83-летию Педагогического института имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета (г. Пенза, 16 декабря 2022 г.). Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2022.
  47. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: АСТ, 2020.

Благодарность

Авторы выражают благодарность педагогическому коллективу кафедры специального фортепиано Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова. Отдельную благодарность выражаем доктору педагогических наук, профессору, заслуженному работнику культуры РФ Л. Г. Суховой.

Информация об авторах

Маряч Анастасия Юрьевна

Пензенский государственный университет

Шипилкина Татьяна Анатольевна

к. пед. н., доц.

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 марта 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • интонационно-смысловой (содержательный) анализ
  • теория художественного интонирования на фортепиано
  • музыкально-инструментальная подготовка
  • метод музыкального образования
  • интонационно-звуковая организация музыкального произведения
  • аналитическо-структурная организация музыкального произведения
  • освоение музыкально-педагогического репертуара
  • intonation-semantic (content) analysis
  • theory of artistic piano intonation
  • musical and instrumental training
  • method of musical education
  • intonation-sound organisation of a musical work
  • analytical-structural organisation of a musical work
  • musical-pedagogical repertoire mastering

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)