• Original research article
  • April 28, 2023
  • Open access

Use of the intonation-semantic (content) analysis method in the context of the theory of artistic piano intonation in the process of musical and instrumental training of pedagogical university students

Abstract

The study aims to substantiate the necessity and expediency of using the intonation-semantic (content) analysis method in the process of musical and instrumental training of pedagogical university students. The paper reveals the essence of the intonation-semantic (content) analysis method in the context of the theory of artistic piano intonation. Intonation-semantic (content) analysis is presented as a special method of musical education that allows students to understand the author’s idea of a composition, the logic of musical dramaturgy development, to determine the features of the intonation-sound and analytical-structural organisation of a musical work and to embody all the identified elements in their own performance. Scientific novelty lies in the following: the essence of intonation-semantic (content) analysis is revealed in the context of the theory of artistic piano intonation; the features and pedagogical potential, conditions for the use of intonation-semantic (content) analysis as a productive method in the process of musical and instrumental training of pedagogical university students have been identified and determined. As a result, it has been proved that if intonation-semantic (content) analysis is systematically applied on a regular basis in the process of musical-pedagogical repertoire mastering, then students develop a conscious perception of works of art, students’ broadmindedness, understanding of genres and styles are formed, the quality of knowledge improves, there is a steady interest in musical training and the desire for self-improvement, which undoubtedly affects the expressiveness, emotionality and fullness of one’s own performance.

References

  1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 2020.
  2. Аристотель. Риторика. Поэтика / пер. с древнегреч. Н. Платоновой, В. Аппельрота. М.: АСТ, 2021.
  3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1971.
  4. Берлянчик М. М. Вопросы развития культуры интонирования в обучении скрипача: учеб.-метод. пос. М.: Изд-во Российской государственной специализированной академии искусств, 2014.
  5. Бодина Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019a.
  6. Бодина Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник. М.: Юрайт, 2019b.
  7. В классе А. Б. Гольденвейзера: сб. ст. / сост. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986.
  8. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2-х т. СПб.: Наука, 2007. Т. II.
  9. Дидро Д. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Academia, 1946. Т. 6. Искусство / пер. под ред. Н. Жарковой; общ. ред., вступ. ст. и примеч. Д. Аркина.
  10. Казанцева Л. П. Автор в музыкальном содержании: монография. М.: Изд-во Российской академии музыки им. Гнесиных, 1998.
  11. Либерман Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.
  12. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1978.
  13. Малинковская А. В. Искусство фортепианного интонирования: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2018a.
  14. Малинковская А. В. Исполнительско-педагогический анализ музыкального произведения в контексте герменевтической теории понимания-интерпретации // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018b. № 3 (23).
  15. Малинковская А. В. Категориальная триада «стиль – творческий метод – индивидуально-типологический статус» как методологическая основа изучения искусства музыканта-исполнителя // Музыкальное искусство и образование. 2017. № 1.
  16. Малинковская А. В. О некоторых универсалиях педагогической мысли в области фортепианного исполнительства // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 2.
  17. Малинковская А. В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1995.
  18. Маряч А. Ю. К вопросу о специфике исполнения-интонирования фортепианной музыки венских классиков // Kant. 2021a. № 2 (39).
  19. Маряч А. Ю. Специфика исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021b. Т. 26. № 191.
  20. Маряч А. Ю. Сравнительный анализ эволюции научно-педагогического знания в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2020. Т. 25. № 188.
  21. Маряч А. Ю., Сухова Л. Г. Музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования в контексте современной педагогики музыкального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.
  22. Маряч А. Ю., Шипилкина Т. А. Содержательно-методический аспект формирования исполнительской компетентности будущего учителя музыки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 5.
  23. Маряч А. Ю., Шипилкина Т. А. Формирование профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021. Т. 26. № 194.
  24. Медушевский В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: дисс. … д. иск. М., 1981.
  25. Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975.
  26. Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987.
  27. Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: дисс. … д. иск. М., 2000.
  28. Михайлов М. К. Стиль в музыке: исследование. Л.: Музыка, 1981.
  29. Мухина В. С. Интонирование как феномен культуры: на пересечении внешних исторически складывающихся реалий // Развитие личности. 2017. № 3.
  30. Мухина В. С. Презентация монографии А. В. Тороповой «Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии» // Развитие личности. 2009. № 1.
  31. Мухина В. С. Уникальный феномен интонирования, присущий человеку, и его воплощение в науках // Развитие личности. 2015. № 3.
  32. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2003.
  33. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 4-е. М.: Музыка, 1982.
  34. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории. М.: Музыка, 1980.
  35. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2018.
  36. Прасолов Е. Н. Художественно-творческое развитие музыканта-исполнителя: проблема преемственности. Тольятти: Композитор, 2009.
  37. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3-х т. / пер. с фр. М.: Гослитиздат, 1961. Т. 1.
  38. Торопова А. В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология: монография. М.: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2018.
  39. Торопова А. В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: дисс. … д. психол. н. М., 2014.
  40. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство: учеб. пос. Изд-е 6-е. СПб.: Лань, 2021.
  41. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пос. для студентов вузов искусств и культуры. Изд-е 4-е. СПб.: Лань, 2014.
  42. Целковников Б. М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: дисс. … д. пед. н. Краснодар, 1999.
  43. Шаймухаметова Л. Н. Семантические процессы в музыкальной теме: дисс. … д. иск. Ростов н/Д, 2000.
  44. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства / пер. П. С. Попов; ред. Е. Крылова. М.: Рипол-Классик, 2020.
  45. Шипилкина Т. А. Особенности организации музыкально-образовательного процесса для иностранных студентов из Китайской Народной Республики // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации: мат. VI всерос. (нац.) науч. конф., посвящ. 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета (г. Пенза, 17 декабря 2020 г.) / под общ. ред. О. П. Суриной. Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2020.
  46. Шипилкина Т. А. Проблема музыкального восприятия в теории и практике музыкального образования // Педагогический институт имени В. Г. Белинского: традиции и инновации: мат. VIII всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 83-летию Педагогического института имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета (г. Пенза, 16 декабря 2022 г.). Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2022.
  47. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: АСТ, 2020.

Acknowledgements

The authors wish to express their gratitude to the teaching staff of the Special Piano Department at the Tambov State Musical-Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninoff. Separately, we would like to thank Doctor in Pedagogical Sciences, Professor, Honoured Worker of Culture of the Russian Federation L. G. Sukhova.

Author information

Anastasiya Yuryevna Maryatch

Penza State University

Tatyana Anatolyevna Shipilkina

PhD

Penza State University

About this article

Publication history

  • Received: March 12, 2023.
  • Published: April 28, 2023.

Keywords

  • интонационно-смысловой (содержательный) анализ
  • теория художественного интонирования на фортепиано
  • музыкально-инструментальная подготовка
  • метод музыкального образования
  • интонационно-звуковая организация музыкального произведения
  • аналитическо-структурная организация музыкального произведения
  • освоение музыкально-педагогического репертуара
  • intonation-semantic (content) analysis
  • theory of artistic piano intonation
  • musical and instrumental training
  • method of musical education
  • intonation-sound organisation of a musical work
  • analytical-structural organisation of a musical work
  • musical-pedagogical repertoire mastering

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)