• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: полисубъектный подход

Аннотация

Цель настоящего исследования – построение типологии педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в вузе, выделение характеристик типов взаимодействия, имеющих полисубъектный характер. Профессиональная подготовка будущего специалиста в вузе рассматривается авторами в контексте педагогического взаимодействия субъектов образования с опорой на полисубъектный подход. Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе построена с помощью трехмерной пространственной модели, включающей систему базовых отношений субъектов взаимодействия (отношение к себе, к другому и к совместной деятельности), которые можно представить как оси некой системы координат: «индивидуализм – коллективизм», «эгоизм – альтруизм», «реактивность – проактивность», что и составляет научную новизну исследования. В результате определено, что в рамках этой модели пространство педагогического взаимодействия существует в условных подпространствах – его типах: самоутверждение, руководство, использование, соперничество, соглашение, диалог/полилог, наставничество/опека, сотрудничество/партнерство. Полисубъектный характер взаимодействия имеют такие типы, как диалог/полилог, сотрудничество/партнерство. В основе полисубъектного взаимодействия лежит гуманистическая идея со-бытийности, со-трудничества и со-творчества студентов и преподавателей. Подготовка будущего специалиста в вузе рассмотрена как диалогический, полифонический процесс, ориентированный на саморазвитие, самодостижение, самореализацию и самоактуализацию субъектов образования в полисубъектном взаимодействии, как процесс со-развития преподавателя и студента.

Источники

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  2. Асташова Н. А. Диалогический подход в науке и образовании // Актуальные проблемы педагогики и образования: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2021.
  3. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9.
  4. Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005.
  5. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2.
  6. Венкова З. Л. Полисубъектный подход к организации образовательных инноваций: методологический и содержательный аспект // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12.
  7. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов: уч. пос. М.: Юрайт, 2019.
  8. Витвицкая Л. А. Реализация студентоцентрированного сетевого взаимодействия в образовательном процессе университета // Актуальные задачи фундаментальных и прикладных исследований: мат. междунар. науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного университета, 2018.
  9. Гидлевский А. В., Максименко Л. А. Альтруизм и эгоизм как базовые детерминанты бытия человека // Фундаментальные исследования. 2014. № 6.
  10. Губаренко И. В., Коваленко В. И., Коваленко О. В., Соколова О. А. Системные параметры полисубъектности в образовательном результате непрерывного образования специалиста // Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере: сб. мат. II междунар. науч.-практ. on-line конф. Белгород, 2020.
  11. Иванова С. П. Полисубъектное взаимодействие в социально-педагогической среде как фактор развития профессионально-личностной компетентности учителя // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». 2013. № 3.
  12. Казачкова Т. Б. Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломного образования // Постдипломное образование: проблемы развития личности: мат. VIII междунар. науч.-практ. конф. кафедры педагогики и андрагогики. СПб., 2009.
  13. Коротаева Е. В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии. М.: Юрайт, 2020.
  14. Кролевецкая Е. Н. Полисубъектное взаимодействие как основа профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 12-2.
  15. Ляудис В. Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во Московского государственного университета, 1989.
  16. Недбаева С. В., Цыганкова К. С. Коммуникативная компетентность учителя как условие преобразующего диалога // Диалогическая культура педагога: мат. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. Армавир, 2019.
  17. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: уч. пос. / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Academia, 2006.
  18. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика: монография. М. – Тамбов, 2005.
  19. Triandis H. C. Individualism‐Collectivism and Personality // Journal of Personality. 2001. Vol. 69 (6). https://doi.org/10.1111/1467-6494.696169

Информация об авторах

Кролевецкая Елена Николаевна

к. пед. н., доц.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Исаев Илья Федорович

д. пед. н., проф.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Собянин Федор Иванович

д. пед. н., проф.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 марта 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • типология педагогического взаимодействия
  • высшая школа
  • полисубъектный подход
  • полисубъектное взаимодействие
  • субъекты образовательного процесса
  • typology of pedagogical interaction
  • higher education
  • polysubject approach
  • polysubject interaction
  • educational process subjects

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)