Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: полисубъектный подход
Аннотация
Цель настоящего исследования – построение типологии педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в вузе, выделение характеристик типов взаимодействия, имеющих полисубъектный характер. Профессиональная подготовка будущего специалиста в вузе рассматривается авторами в контексте педагогического взаимодействия субъектов образования с опорой на полисубъектный подход. Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе построена с помощью трехмерной пространственной модели, включающей систему базовых отношений субъектов взаимодействия (отношение к себе, к другому и к совместной деятельности), которые можно представить как оси некой системы координат: «индивидуализм – коллективизм», «эгоизм – альтруизм», «реактивность – проактивность», что и составляет научную новизну исследования. В результате определено, что в рамках этой модели пространство педагогического взаимодействия существует в условных подпространствах – его типах: самоутверждение, руководство, использование, соперничество, соглашение, диалог/полилог, наставничество/опека, сотрудничество/партнерство. Полисубъектный характер взаимодействия имеют такие типы, как диалог/полилог, сотрудничество/партнерство. В основе полисубъектного взаимодействия лежит гуманистическая идея со-бытийности, со-трудничества и со-творчества студентов и преподавателей. Подготовка будущего специалиста в вузе рассмотрена как диалогический, полифонический процесс, ориентированный на саморазвитие, самодостижение, самореализацию и самоактуализацию субъектов образования в полисубъектном взаимодействии, как процесс со-развития преподавателя и студента.
Источники
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Асташова Н. А. Диалогический подход в науке и образовании // Актуальные проблемы педагогики и образования: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2021.
- Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9.
- Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005.
- Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2.
- Венкова З. Л. Полисубъектный подход к организации образовательных инноваций: методологический и содержательный аспект // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12.
- Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов: уч. пос. М.: Юрайт, 2019.
- Витвицкая Л. А. Реализация студентоцентрированного сетевого взаимодействия в образовательном процессе университета // Актуальные задачи фундаментальных и прикладных исследований: мат. междунар. науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного университета, 2018.
- Гидлевский А. В., Максименко Л. А. Альтруизм и эгоизм как базовые детерминанты бытия человека // Фундаментальные исследования. 2014. № 6.
- Губаренко И. В., Коваленко В. И., Коваленко О. В., Соколова О. А. Системные параметры полисубъектности в образовательном результате непрерывного образования специалиста // Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере: сб. мат. II междунар. науч.-практ. on-line конф. Белгород, 2020.
- Иванова С. П. Полисубъектное взаимодействие в социально-педагогической среде как фактор развития профессионально-личностной компетентности учителя // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». 2013. № 3.
- Казачкова Т. Б. Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломного образования // Постдипломное образование: проблемы развития личности: мат. VIII междунар. науч.-практ. конф. кафедры педагогики и андрагогики. СПб., 2009.
- Коротаева Е. В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии. М.: Юрайт, 2020.
- Кролевецкая Е. Н. Полисубъектное взаимодействие как основа профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 12-2.
- Ляудис В. Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во Московского государственного университета, 1989.
- Недбаева С. В., Цыганкова К. С. Коммуникативная компетентность учителя как условие преобразующего диалога // Диалогическая культура педагога: мат. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. Армавир, 2019.
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании: уч. пос. / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Academia, 2006.
- Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика: монография. М. – Тамбов, 2005.
- Triandis H. C. Individualism‐Collectivism and Personality // Journal of Personality. 2001. Vol. 69 (6). https://doi.org/10.1111/1467-6494.696169
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 марта 2023.
- Опубликована: 28 апреля 2023.
Ключевые слова
- типология педагогического взаимодействия
- высшая школа
- полисубъектный подход
- полисубъектное взаимодействие
- субъекты образовательного процесса
- typology of pedagogical interaction
- higher education
- polysubject approach
- polysubject interaction
- educational process subjects
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»