• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Нейропсихологический подход в коррекции речевой слуховой агнозии у детей дошкольного возраста

Аннотация

Целью настоящего исследования является обоснование актуальности использования нейропсихологического подхода в формировании слухового гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в современной логопедической практике. В статье обобщены результаты отечественных исследований в области нейронаук о строении и функционировании мозговых структур, обеспечивающих восприятие и реализацию речевой деятельности; определены цели, задачи, этапы педагогической экспериментальной работы по преодолению речевой слуховой агнозии в дошкольном возрасте. Авторами проанализированы онтогенез и симптомы нарушений слухового гнозиса у детей, обоснована необходимость их преодоления в дошкольном возрасте в игровой деятельности. Научная новизна исследования состоит в том, что определена взаимосвязь между нарушениями слуховой сферы и основными современными причинами системных нарушений речи у детей дошкольного возраста, апробировано использование нейропсихологического подхода в формировании слухового гнозиса, который нашел отражение в авторском комплексе специальных логопедических игр. Многофункциональность игр данного комплекса реализуется в нормализации слухового гнозиса и параллельно пальцевого и артикуляционного праксиса, что повышает результативность коррекционного воздействия. Результаты экспериментальной работы убедительно доказывают эффективность использования нейропсихологического подхода в коррекции речевой слуховой агнозии у детей дошкольного возраста.

Источники

  1. Ахутина Т. В. Методы нейропсихологического обследования детей. М.: В. Секачев, 2016.
  2. Баулина М. Е. Нейропсихология. М.: Владос, 2020.
  3. Белоусова М. В., Меркулова В. А. Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции // Практическая медицина. 2016. № 8 (100).
  4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии): монография. М.: Педагогика, 1977.
  5. Большакова С. Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. М.: Грифон, 2019.
  6. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ, 2022.
  7. Визель Т. Г. Особенности коррекционной работы при нарушениях восприятия речи на слух // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 1 (22).
  8. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: ACT; Астрель, 2006.
  9. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: монография. М.: В. Секачев, 2014.
  10. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.
  11. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. М.: Каро, 2018.
  12. Когнитивные исследования: сб. науч. тр. М.: Изд-во Института психологии Российской академии наук, 2012. Вып. 5 / отв. ред. А. А. Кибрик, Т. В. Черниговская, А. В. Дубасова.
  13. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006.
  14. Королева И. В. Слуховая агнозия, сенсорная алалия, слуховая нейропатия у детей – новые возможности диагностики и реабилитации // Центральные механизмы речи: сб. мат. X всерос. науч.-практ. конф. им. проф. Н. Н. Трауготт. СПб.: ВВМ.
  15. Кушнир И. С., Цветков А. В. Нейрологопедия: диагностика и коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников. М.: КОМ, 2022.
  16. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: ВЛАДОС, 1998.
  17. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс, 2014.
  18. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2003.
  19. Лурия А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования. М.: Академия, 2002.
  20. Лынская М. И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией // Проблемы современного образования. 2013. № 2.
  21. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2022.
  22. Орфинская В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии // Логопедия. Методическое наследие: пос. для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой: в 5-ти кн. М.: ВЛАДОС, 2007. Кн. III. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия.
  23. Павлова Н. В. Нейрологопедическая коррекция сенсорной алалии методом звуковых модуляций // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2016.
  24. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д: Феникс, 2019.
  25. Савельева Н. А. Нейропсихологические и нейрофизиологические основы речевого дизонтогенеза у детей (проспективное исследование): дисс. … к. мед. н. Пермь, 2015.
  26. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М.: Классик-Стиль, 2003.
  27. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят (Моторная и сенсорная алалия). СПб.: СМАРТ, 1994.
  28. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Нищева Н. В. Комплексное обследование речевого и психомоторного развития дошкольника. Диагностический альбом (6-7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  29. Хомская Е. Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2021.
  30. Храковская М. Г. Афазия. Агнозия. Апраксия. Методики восстановления. СПб.: Нестор-История, 2017.
  31. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Воронеж: МОДЭК, 2006.
  32. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений. М.: НКЦ, 2022.
  33. Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика. М.: Лабиринт, 2004.

Информация об авторах

Боровцова Лариса Анатольевна

к. пед. н., доц.

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Исаева Светлана Николаевна

к. пед. н., доц.

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Мелехова Виола Михайловна

к. психол. н.

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 марта 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • нейропсихологический подход
  • слуховая агнозия
  • комплекс логопедических игр
  • дети дошкольного возраста
  • neuropsychological approach
  • auditory agnosia
  • complex of speech therapy games
  • preschool children

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)