• Научная статья
  • 19 мая 2023
  • Открытый доступ

Обучение учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Аннотация

Цель исследования – определить специфику обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования. В статье рассмотрена система работы с учащимися 9-х классов при подготовке к ОГЭ по русскому языку, ориентированная на обучение написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования. Авторы раскрывают алгоритм поэтапной деятельности учителя по реализации обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему, иллюстрируют особенности использования метода моделирования в процессе развития письменной речи обучающихся. Научная новизна исследования состоит в системном подходе к решению проблемы обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования: разработка целостного комплекса взаимосвязанных элементов подготовки к ОГЭ по русскому языку в аспекте развития письменной речи учеников. В результате предложено поэтапное описание процесса обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования, определены оптимальные приемы реализации метода моделирования для успешного обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему (моделирование на уровне слов, словосочетаний, предложений, текста; стилизация; прием разворачивания текста и прием моделирования замысла текста).

Источники

  1. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся. М.: Юрайт, 2023.
  2. Букарева Ю. В. Моделирование текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. Арзамас: Изд-во Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара, 2012.
  3. Вырщиков А. Н., Соловцова И. А., Столярчук Л. И. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе: монография. Волгоград: Перемена, 2018.
  4. Егораева Г. Т. ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажер. Учимся писать сочинение. М.: Экзамен, 2020.
  5. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.
  6. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.
  7. Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9-е кл. М.: Просвещение, 1995.
  8. Сиволобова Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации. Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного педагогического института, 2017.
  9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002.
  10. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.

Информация об авторах

Кузнецова Татьяна Борисовна

к. филол. н.

Ставропольский государственный педагогический институт

Рябченко Наталья Николаевна

к. пед. н.

Ставропольский государственный педагогический институт

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 апреля 2023.
  • Опубликована: 19 мая 2023.

Ключевые слова

  • сочинение-рассуждение на патриотическую тему
  • подготовка к ОГЭ по русскому языку
  • метод моделирования в обучении русскому языку
  • проблемы патриотического воспитания
  • школьное образование
  • patriotic argumentative essay
  • preparation for the Basic State Exam
  • modeling method for teaching Russian
  • problems of patriotic education
  • school education

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)