• Научная статья
  • 19 мая 2023
  • Открытый доступ

Развитие аудитивных умений при обучении русскому языку студентов-иностранцев из стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Аннотация

Цель исследования – определить специфику организации образовательного процесса для формирования аудитивных умений у студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона при обучении русскому языку как иностранному (РКИ) с учетом основных трудностей, возникающих по причине этнокультурных различий и национальных особенностей мыслительно-речевой системы обучающихся. В статье освещаются и уточняются теоретико-практические вопросы формирования умения аудирования в рамках обучения РКИ на этапе элементарного уровня (А1), описывается ряд проблем лингвистического и экстралингвистического характера, специфичных для данного контингента обучающихся. Научная новизна исследования состоит в уточнении научных представлений о современных методах формирования умения аудирования в рамках обучения РКИ, а также в выявлении психолого-педагогических особенностей обучающихся из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, оказывающих влияние на процесс формирования у них аудитивных умений. В результате проведенного исследования доказано, что для интенсификации процесса обучения РКИ, и в частности аудированию, необходим комплексный подход, учитывающий национально-культурные черты обучающихся и особенности их родных языков. На основе обобщения практического опыта авторов статьи представлена система заданий, направленная на развитие аудитивных умений студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обоснован отбор звукового материала с акцентом на упражнениях по отработке речевого слуха, памяти, артикуляции.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Русский язык. Курсы, 2018.
  2. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. Изд-е 13-е. М.: Русский язык. Курсы, 2022.
  3. Балыхина Т. М., Харитонова О. В. Коммуникативный портрет преподавателя русского языка: профессионально-педагогическая речь как лингводидактический дискурс. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2006.
  4. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского как иностранного. Изд-е 4-е. М.: Русский язык, 1990.
  5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006.
  6. Говорун С. В. Развитие навыков и умений аудирования у студентов-востоковедов, изучающих английский язык: дисс. ... к. пед. н. СПб., 2015.
  7. Гордеева М. Ю., Дегтева И. В. Учет национальных особенностей мышления японских слушателей в процессе обучения русскому языку как иностранному // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 53.
  8. Горшенина С. Н., Якунчев М. А. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к формированию этнической толерантности обучающихся // Этническая культура в современном мире. 2020. № 14 (2).
  9. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. 1996. № 5.
  10. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. – Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; НПО «МОДЭК», 2001.
  11. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справ. пос. М.: Дрофа, 2008.
  12. Метс Н. А. Трудные аспекты русской грамматики для иностранцев. М.: Изд-во Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, 2010.
  13. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977.
  14. Степанова Н. А. Выбор эффективных технологий обучения русскому языку студентов из стран АТР в дальневосточном вузе: современная проблематика // Педагогика сегодня: проблемы и решения: мат. IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). СПб.: Свое издательство, 2018.
  15. Хавронина С. А., Куваева А. С. Система упражнений по обучению устной иноязычной речи: теория и практика (на примере русского языка как иностранного). СПб.: Златоуст, 2020.
  16. Чеснокова М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного: уч. пос. Изд-е 2-е, перераб. М., 2015.
  17. Шевелева С. И. Формирование межкультурной компетенции обучающихся из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на этапе предвузовской подготовки: автореф. дисс. ... к. пед. н. Томск, 2015.
  18. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.
  19. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Изд-е 5-е, испр. М.: Флинта; Наука, 2021.
  20. Richards J. C. Teaching listening and speaking: From theory to practice. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
  21. Rost M. Teaching and researching listening. 2nd ed. Harlow: Longman, 2011.
  22. Rubin J. An overview to a guide for the teaching of second language listening // A guide to the teaching of second language listening / ed. by D. J. Mendelsohn, J. Rubin. San Diego: Dominie, 1995.
  23. Wolvin A. D., Coakley C. G. Skills for life. Listening. Boston: Inter-American Development Bank, 2022.

Информация об авторах

Чирейкина Ольга Юрьевна

к. филол. н., доц.

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

Чирейкин Михаил Кимович

к. филол. н., доц.

Новосибирское высшее военное командное училище

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 марта 2023.
  • Опубликована: 19 мая 2023.

Ключевые слова

  • аудирование
  • русский язык как иностранный
  • студенты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона
  • речевые навыки и умения
  • культурологические особенности преподавания
  • аудитивное умение
  • listening
  • Russian as a foreign language
  • students from the Asia-Pacific region
  • speech skills and abilities
  • culturological features of teaching
  • auditory ability

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)