• Научная статья
  • 19 мая 2023
  • Открытый доступ

Формирование ценностных доминант межкультурного общения у иностранных студентов в поликультурной среде многопрофильного вуза

Аннотация

Цель исследования – определить методологические подходы к формированию ценностных доминант межкультурного общения иностранных студентов в процессе изучения русского языка как иностранного. В статье уточняется компонентный состав межкультурной компетенции иностранных студентов многопрофильного вуза, идентифицируются ценностные доминанты межкультурного общения. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании актуализации межкультурного подхода как синтеза социокультурного, личностно-ориентированного и коммуникативного подходов к формированию межкультурной компетенции, ценностных доминант межкультурного общения иностранных обучающихся в частности. В результате предлагаются упражнения, способствующие интенсификации формирования ценностных доминант межкультурного взаимодействия иностранных студентов в поликультурной среде вуза в процессе изучения русского языка как иностранного.

Источники

  1. Давиденко Е. О. Социокультурная компетенция как составляющая межкультурной компетенции в обучении иностранному языку // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании: мат. V междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2021.
  2. Давудова А. К. Использование межкультурного подхода в обучении иностранным языкам // Вестник университета. 2014. № 5.
  3. Здановская Л. Б. Ольфакторемы и их межличностный конфликтогенный потенциал // Эпомен. 2020. № 35.
  4. Медведева С. А. Модель формирования ценностей межкультурного общения бакалавра вуза // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 4 (62).
  5. Пригожина К. Б., Муратова О. А. Использование современных онлайн-ресурсов как инструмента в преодолении трудностей межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 1 (842).
  6. Прокопеня Г. В. Семантика понятия «кросс-культурный подход» // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. № 3 (6).
  7. Слышкин Г. Г. Аксиология профессиональной коммуникации // Профессиональная картина мира: кросс-культурный диалог: мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Агентство социально-гуманитарных технологий, 2019.
  8. Соколова Е. Г. Социокультурный подход к обучению иноязычному общению студентов нелингвистических вузов. 2015. URL: http://xn-----7kcgqc6assog3b.xn--p1ai/2015/PDF/208.pdf
  9. Тарева Е. Г. Коммуникативный подход vs межкультурный подход в обучении иностранным языкам // Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в свете личностно-деятельностной парадигмы: мат. III междунар. науч.-практ. конф. Киров: Изд-во Вятского государственного гуманитарного университета, 2014.
  10. Цветкова С. Е., Минеева О. А. Технология формирования межкультурной коммуникативной компетенции в деловом общении у студентов-магистров педагогического профиля // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32).
  11. Щеглова И. В. Коммуникативная практика преподавателя РКИ: базовые характеристики // Лингвистика будущего: новые тенденции и перспективы: мат. междунар. науч. конф. Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 2019.
  12. Щеглова И. В. Коммуникативные характеристики лингвокультурного типажа «чиновник» в русском языковом сознании // Гуманитарные исследования. 2009. № 4 (32).
  13. Щеглова И. В. Постулаты коммуникативного поведения татар // Вестник Астраханского технического университета. 2014. № 2 (58).
  14. Янь Цяоянь, Сюе Цзявэнь, Щеглова И. В. Формирование фонетической компетенции в контексте лингвокультурного статуса учащихся // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2022. № 6.
  15. Khalil M. A. Cross-Cultural Competence as a Foundation for Professional Diplomacy in the New Post-COVID-19 Reality // Concept: Philosophy, Religion, Culture. 2021. Vol. 5. No. 4 (20).

Информация об авторах

Ван Ши

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 марта 2023.
  • Опубликована: 19 мая 2023.

Ключевые слова

  • компонентный состав межкультурной компетенции
  • ценностные доминанты межкультурного общения
  • иностранные студенты многопрофильного вуза
  • межкультурный подход к формированию межкультурной компетенции
  • components of cross-cultural competence
  • value dominants of cross-cultural communication
  • foreign students of multidisciplinary universities
  • cross-cultural approach to cross-cultural competence formation

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)