• Научная статья
  • 19 мая 2023
  • Открытый доступ

Лингводидактические проблемы преподавания грамматики китайского языка в языковом вузе и возможные пути их решения

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость совершенствования организации образовательного процесса по обучению грамматике китайского языка в языковых вузах. В статье освещается ряд лингвистических и методологических проблем в практике преподавания грамматики китайского языка. Подчеркивается необходимость опоры на типологические особенности китайского языка и достижения мировой синологии и теории языка в процессе обучения. Научная новизна исследования заключается в пересмотре доминирующих в настоящее время в синологических кругах подходов к преподаванию грамматики китайского языка, определении перспектив дальнейшего развития методики преподавания грамматики китайского языка в соответствии с принципами предикационной концепции языка, ориентированными на учет типологических особенностей китайского языка, в основе которых лежит утверждение о том, что типичный говорящий на китайском языке в типичной ситуации в зависимости от жанра и стиля выберет типичное строение высказывания «топик – комментарий». В результате исследования на основании проведенного анализа и опроса студентов языкового вуза делаются выводы о необходимости совершенствования процесса преподавания грамматики китайского языка, обозначаются возможные направления такого совершенствования.

Источники

  1. Абдрахманова А. Р., Гурулева Т. Л. Системы классификации языков мира и классификационные характеристики китайского языка // Современное педагогическое образование. 2020. № 10.
  2. Вопросы языкознания / гл. ред. В. В. Виноградов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. № 3.
  3. Герасимова С. А. Архитектоника индивидуально ориентированного учебника иностранного языка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2016. № 4 (24).
  4. Гурулева Т. Л. Подходы к обучению китайскому языку в аспекте формирования межкультурной образовательной парадигмы // Язык и культура. 2021. № 54.
  5. Зинина А. М., Чарчоглян Т. Г. Актуальные проблемы преподавания китайского языка: учет социокультурного компонента // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1.
  6. Ивченко Т. В., Рукодельникова М. Б., Фокина Е. Ю. Учебная и теоретическая грамматики китайского языка: проблема принципов описания и системности изложения // Иностранные языки в высшей школе. 2020. № 1 (52).
  7. Коцик К. Э. Топиковые структуры в современных лингвистических парадигмах: дисс. … к. филол. н. М., 2019.
  8. Кочергин И. В. Очерки лингводидактики китайского языка. М.: Восточная книга, 2012.
  9. Курдюмов В. А. Идея и форма. Основы предикационной концепции языка. М.: Военный университет, 1999.
  10. Курдюмов В. А., Коцик К. Э. К вопросу о дифференциации понятий «топик – комментарий» и «тема – рема» // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2020. № 1.
  11. Ли Ч., Томпсон С. Подлежащее и топик: новая типология языков // Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст. М.: Прогресс, 1982. Вып. XI. Современные синтаксические теории в американской лингвистике.
  12. Маннапова С. А. Принципы предикационного членения предложения в преподавании грамматики китайского языка // Обучение китайскому языку и культуре: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. М.: Языки народов мира, 2022.
  13. Масловец О. А. Критерии выбора и создания учебника китайского языка для средней школы // Вестник Амурского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2013. № 60.
  14. Chao Y. R. A grammar of spoken Chinese. Berkeley – Los Angeles: University of California Press, 1968.
  15. Kazantseva A. A., Dyundik Yu. B., Sizykh E. Yu., Kazantseva A. A. Problems of the Chinese language textbook content in teaching future teachers of Chinese // SHS Web of Conferences. 14th Session of Euro-Asian Law Congress “The Value of Law” 2021. 2022. Vol. 134.
  16. Tareva E. G., Tarev B. V. The assessment of students’ professional communicative competence: New challenges and possible solutions // XLinguae. 2018. Vol. 11. No. 2. DOI: 10.18355/XL.2018.11.02.59

Информация об авторах

Дубровская Кристина Эдуардовна

к. филол. н.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 апреля 2023.
  • Опубликована: 19 мая 2023.

Ключевые слова

  • обучение китайскому языку в языковом вузе
  • методика преподавания грамматики китайского языка
  • типологические особенности китайского языка
  • предикационная концепция языка
  • топико-ориентированная лингвистика
  • Chinese language teaching at a language university
  • methodology of Chinese grammar teaching
  • typological features of the Chinese language
  • predication concept of language
  • topic-prominent linguistics

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)