• Научная статья
  • 19 мая 2023
  • Открытый доступ

Наставничество как ресурс становления культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя

Аннотация

Цель исследования – определить особенности применения наставничества в становлении культуры профессиональной самоорганизации студентов педагогических вузов. В статье раскрывается сущность культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя, представлена практика наставничества как ресурс ее становления; описаны педагогические средства практики наставничества, повышающие культуру профессиональной самоорганизации будущего учителя (педагогическое чтение, методика тайм-менеджмента, технология педагогической пробы). Научная новизна заключается в том, что расширены педагогические знания о возможностях становления культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя ресурсами наставничества; раскрыты сущность и содержание педагогического чтения, методики тайм-менеджмента и технологии педагогической пробы как педагогических средств наставнической практики, ориентированных на становление культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя. В результате доказано, что практика наставничества может быть эффективно реализована куратором в педагогическом вузе с целью становления культуры профессиональной самоорганизации будущих учителей с помощью таких педагогических средств, как педагогическое чтение, методика тайм-менеджмента и технология педагогической пробы.

Источники

  1. Амирова С. С. Самоорганизация обучающегося и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: автореф. дисс. … д. пед. н. Казань, 1995.
  2. Долгушева А. Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник Омского университета. 2013. № 4.
  3. Еремина А. А. Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого учителя // ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12).
  4. Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.
  5. Ишков А. Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: автореф. дисс. ... к. психол. н. М., 2004.
  6. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дисс. ... к. пед. н. М., 2007.
  7. Куликова С. С. Формирование умений самоорганизации будущих педагогов в условиях информатизации образовательной деятельности: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2008.
  8. Мечик И. А., Пудовкина Н. В. Технология продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. 2016. № 5.6 (109.6).
  9. Низамова Ч. И. Развитие самоорганизации студентов в учебной деятельности с применением технологии тайм-менеджмента: автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2021.
  10. Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. 2015. № 3.
  11. Полонников А. А., Король Д. Ю., Корчалова Н. Д. Образовательное чтение: опыт дидактического исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (207).
  12. Пшеничная В. В. Роль наставника в развитии профессиональных компетенций молодых педагогов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (08).
  13. Реунова М. А. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета: автореф. дисс. … к. пед. н. Оренбург, 2013.
  14. Сметанкина Н. Н. Профессионально-специализированное чтение: его особенности и место в процессе обучения // Высшее образование сегодня. 2018. № 3.
  15. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций. М.: Перспектива, 2020.
  16. Уваров Е. А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной активности: автореф. дисс. … д. психол. н. СПб., 2007.
  17. Шемереко А. С. Развитие самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2020.
  18. Glaser E. M. An Experiment in the Development of Critical Thinking. N. Y.: Teacher’s College, Columbia University, 1941.
  19. Golding C. Educating for Critical Thinking: Thought-Encouraging Questions in a Community of Inquiry // Higher Education Research & Development. 2011. Vol. 30. Iss. 3.
  20. Halpern D. F. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. 5th ed. N. Y.: Psychology Press, 2014.
  21. Lipman M. Education for Critical Thinking // Philosophy of Education: An Anthology / ed. by R. Curren. Maiden: Blackwell Publishing Ltd, 2007.
  22. Mulnix J. W. Thinking Critically about Critical Thinking // Educational Philosophy and Theory. 2012. Vol. 44. No. 5.

Информация об авторах

Исаев Евгений Анатольевич

к. пед. н., доц.

Воронежский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 марта 2023.
  • Опубликована: 19 мая 2023.

Ключевые слова

  • практика наставничества
  • куратор
  • педагогические средства практики наставничества
  • культура профессиональной самоорганизации
  • студенты педагогических вузов
  • mentoring practice
  • curator
  • pedagogical means of mentoring practice
  • culture of professional self-organization
  • pedagogical university students

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)