• Научная статья
  • 19 мая 2023
  • Открытый доступ

Модель ценностей цифровой образовательной среды как ориентир профессионального воспитания будущих учителей

Аннотация

Цель исследования – установить соответствие между возможностями и ценностями цифровой образовательной среды (ЦОС), стратегиями образовательной деятельности и формирующимися перспективными компетенциями будущего педагога, а также ценностными рисками в новых образовательных условиях. В статье представлено понимание профессионального воспитания в современной образовательной среде университета как процесса, реализующегося взаимодополнительно в среде межличностного взаимодействия и в ЦОС, с учетом вариативных возможностей для освоения будущим учителем профессиональных ценностей. Научная новизна заключается в обосновании и разработке модели ценностей ЦОС для определения соотношения традиционных и новых ценностей образования в контексте профессионального воспитания будущих учителей. В результате на основании разработанной модели сформулированы предложения по гармонизации процесса освоения профессиональных ценностей будущими учителями в обогащенной цифровыми инструментами и сервисами образовательной среде.

Источники

  1. Архипова А. И., Иванов В. А., Пригодина А. Г. Интерактивные технологии практической грамотности в структуре цифрового образовательного мейнстрима // Информатика и образование. 2022. Т. 37. № 5. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-5-44-52
  2. Богданова Р. У. Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения // Вестник Герценовского университета. 2010. № 2 (76).
  3. Бондаревская Е. В. К новому типу образовательной деятельности в высшей школе // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы: мат. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А. В. Запорожца: в 3-х т. / Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. М., 2016. Т. 2.
  4. Борытко Н. М., Сергеев Н. К., Моцкайлова О. А. Cубъектность как гуманитарный ориентир профессионального воспитания студента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2014. № 1.
  5. Бурляева В. А., Емельянова А. А. Значение и признаки цифровой трансформации образовательных организаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 6.
  6. Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А., Занина Е., Ломп С., Руденко В., Топольская Е. Россия 2025: от кадров к талантам. 2017. URL: https://vbudushee.ru/library/rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/
  7. Дзюбенко Р. Г. Современное образовательное учреждение и высшее образование в формате “DIY”: возможность гармонизации отношений // Евразийский юридический журнал. 2021. № 5 (156). DOI: 10.46320/2073-4506-2021-5-156-529-531
  8. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: уч. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010.
  9. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.
  10. Коротаева Е. В. Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации // Педагогическое образование в России. 2012. № 3.
  11. Лоскутов Ю. В. Кризис частной интеллектуальной собственности и всеобщий интеллект // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2023. № 1. DOI: 10.46726/H.2023.1.16
  12. Лузина Л. М. Педагогическая антропология как общий подход к построению и реализации процесса воспитания // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2011. № 3 (116).
  13. Масланов Е. В. Коммуникация ученых и новые информационно-коммуникационные технологии (заметки пессимиста) // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2020. Т. 3. № 1. DOI: 10.5840/dspl2020312
  14. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2020.
  15. Радионова Н. Ф., Ривкина С. В. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления // Человек и образование. 2012. № 2 (31).
  16. Симонов П. А. Парадигмальный анализ как метод преодоления страхов неопределенности на заре эпохи метамодерна // Методология современной психологии. 2022. № 16.
  17. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
  18. Топеха Т. А. Эмерджентные образования системы «личность – общество» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 4. DOI: 10.15593/2224-9354/2020.4.11
  19. Яковлева О. В. Стратегии образовательной деятельности в цифровой среде: вопросы профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2021. № 1.
  20. Yakovleva O. Digital Learning Environment Values of Pre-Service Teachers as a Basis for Successful Professional Self-Realisation: A Case Study // Education Sciences. 2022. Vol. 12. No. 2. DOI: 10.3390/educsci12020120

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках проекта «Профессиональное воспитание будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образовательной среды современного университета», поддержанного в рамках конкурса на выполнение перспективных фундаментальных научно-исследовательских работ молодыми учеными Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Информация об авторах

Яковлева Ольга Валерьевна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 апреля 2023.
  • Опубликована: 19 мая 2023.

Ключевые слова

  • ценности цифровой образовательной среды
  • профессиональное воспитание
  • компетенции будущего педагога
  • стратегии образовательной деятельности
  • среда межличностного взаимодействия
  • values of the digital educational environment
  • professional education
  • competencies of a future teacher
  • strategies of educational activities
  • environment of interpersonal interaction

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)