• Научная статья
  • 19 июня 2023
  • Открытый доступ

Научно-практическая конференция как форма организации научно-исследовательской работы лингвистически одаренных школьников

Аннотация

Цель исследования – выяснить условия эффективного функционирования научно-практической конференции (НПК) как формы организации научно-исследовательской работы (НИР) лингвистически одаренных школьников. По результатам анализа литературы по проблеме исследования авторами обобщены и уточнены понятия «одаренность», «лингвистическая одаренность школьников», «научно-исследовательская работа школьников». Научная новизна исследования заключается в обобщении и уточнении особенностей функционирования лингвистических НПК школьников (на примере Республики Татарстан (РТ)), в формулировке условий повышения качества организации НИР лингвистически одаренных обучающихся. Результаты исследования: на основе многолетнего опыта работы авторов в качестве научных консультантов и членов жюри секций «Иностранные языки» ежегодных НПК школьников на базе высших и средних учебных заведений РТ авторами представлены рекомендации для обеспечения высокого качества выполнения и защиты научно-исследовательских работ по лингвистике. Авторы заключают, что при соблюдении изложенных в статье условий функционирования НПК является эффективной формой организации НИР лингвистически одаренных обучающихся.

Источники

  1. Бажук О. В., Демидович Е. А. К вопросу об использовании технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2 (145).
  2. Балакирева Е. И. Выявление и поддержка одаренных школьников в условиях университетской образовательной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2018. № 7 (177). 5
  3. Бондаренко С. М. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (31).
  4. Габдулхаков В. Ф. «Одаренный учитель – одаренный воспитанник» в условиях реализации САЕ // Одаренность и ее развитие: сб. ст. и метод. мат. междунар. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Казанского федерального университета, 2017.
  5. Лебедева О. В., Гребенев И. В. ФГОС школьного образования: Проектирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 5 (2).
  6. Научно-исследовательская работа студентов: курсовые и выпускные квалификационные работы: учеб. пособие / сост.: Н. П. Поморцева, Н. Н. Бобырева. Изд-е 2-е, испр. и доп. Казань: Изд-во Казанского университета, 2020.
  7. Одаренные дети: проблемы выявления, развития и психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования: методические рекомендации / авт.-сост. М. Б. Осипова. Нижний Тагил: Изд-во Нижнетагильского филиала Института развития образования, 2019.
  8. Поморцева Н. П., Морозова Т. В. Одаренные дети в поликультурной среде американской средней школы: проблемы и перспективы // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 3.
  9. Пономарев И. Ф., Полякова Э. И. Методология научных исследований: учеб. пособие для обучающихся образоват. учреждений высш. проф. образования. Донецк: Изд-во Донецкого национального технического университета, 2018.
  10. Румянцева М. В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2006.
  11. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2018.
  12. Халикова Ф. Д. Выражение ценностей учителя через взаимообусловленный образовательный результат с одаренными обучающимися // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 89-2.
  13. Шульц О. Е. Концептуальные подходы и теоретическая модель понятия «мультилингвальная одаренность» в современном лингводидактическом знании // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (09).
  14. Щербатых Л. Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления лингвистически одаренных школьников // Наука и школа. 2013. № 4.
  15. Sabirova D. R. Skills and Abilities of Students. Critical Attitude to Building a Career by Means of Language Learning Disciplines // Res Militaris. 2022. Vol. 12. No. 2.

Информация об авторах

Поморцева Надежда Павловна

к. пед. н., доц.

Казанский федеральный университет

Сабирова Диана Рустамовна

д. пед. н., доц.

Казанский федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 апреля 2023.
  • Опубликована: 19 июня 2023.

Ключевые слова

  • научно-исследовательская работа
  • научно-практическая конференция
  • лингвистическая одаренность
  • школьник
  • academic research work
  • research-to-practice conference
  • linguistic giftedness
  • school student

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)