• Научная статья
  • 19 июня 2023
  • Открытый доступ

Методические дебаты как эффективная педагогическая технология развития универсальных компетенций будущих учителей

Аннотация

Цель исследования – проверить эффективность организации методических дебатов для развития универсальных компетенций будущих учителей. В статье раскрыт дидактический потенциал методических дебатов, описаны особенности их подготовки и проведения. Представлен опыт проведения методических дебатов в процессе подготовки обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Математика, информатика». Научная новизна исследования состоит в формулировании понятия «методические дебаты», раскрытии их возможностей для развития универсальных компетенций будущих учителей. В результате разработана поэтапная методика проведения методических дебатов для развития универсальных компетенций будущих учителей; описан функционал основных участников методических дебатов; определены критерии и показатели оценивания качества выступления участников методических дебатов; предложен авторский вариант проведения методических дебатов по теме «Функциональная грамотность обучающихся – актуальный образовательный результат?» с описанием деятельности студентов на каждом организационном этапе.

Источники

  1. Баркова Н. Н., Карпенко А. В. Дискуссии и дебаты как методы профессионального обучения студентов педагогического университета // Проблемы современного образования. 2019. № 6.
  2. Бартошевич И. А. Дебаты как средство формирования творческих способностей будущего учителя иностранного языка // Актуальные проблемы педагогических исследований: мат. XVI аспирантских чтений. Мн., 2020.
  3. Букаты Е. М. Дебаты в учебной деятельности студентов-филологов // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5.
  4. Ваганова О. И., Карпова М. А., Смирнова Ж. В. Методы реализации технологии дискуссионного обучения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1 (33). № 7.
  5. Вахрушева Л. Н., Савинова С. В. Дебаты как форма подготовки студентов к выполнению профессиональных функций // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40).
  6. Гусева С. Г. Организация и проведение дебатов на английском языке со студентами языкового профиля // Концепт. 2016. № S19.
  7. Калинкина Е. Г., Наумов С. А. Формат дебатов Карла Поппера с элементами политического кейса: метод. пособие. СПб., 2002.
  8. Кларин М. В. Технологии дискуссии в образовательном процессе // Народное образование. 2015. № 5.
  9. Лапшова А. В., Воронин И. Р. Технология дебатов как условие эффективного обучения студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 2 (44).
  10. Лобанов В. В. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука. 2015. № 1 (1).
  11. Пинская М. А., Пономарева А. А., Косарецкий С. Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2.
  12. Прохорова М. П., Ваганова О. И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4.
  13. Ромадина О. Г., Соловьева М. С. Дебаты как средство формирования профессиональных компетенций бакалавров в сфере педагогического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 12 (177).
  14. Рындак В. Г., Жирнова А. И. Речевая креативность будущего учителя: теория и опыт России и Китая // Известия Российской академии образования. 2021. № 1-2.
  15. Толстенева А. А., Шкунова А. А., Лагунова М. В. К вопросу о реализации образовательного события в инновационных образовательных пространствах университета // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6.
  16. Тумашева О. В. Социально-профессиональное партнерство в подготовке педагогических кадров: региональные практики // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7.
  17. Федоров О. Д., Журавлева О. Н., Полякова Т. Н. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов // Вопросы образования. 2018. № 2.
  18. Шамшурин А. А. Дебаты: философско-педагогическая интерпретация: учеб. пособие / под ред. Н. Б. Поляковой. Ижевск: Удмуртский университет, 2020.
  19. Castro-Fernández B., Jiménez-Esquinas G., López-Facal R. Teacher Training via Debate on the Way of St. James as Controversial Heritage // Frontiers in Education. 2022. Vol. 6. DOI: 10.3389/feduc.2021.823122
  20. Vaganova O. I., Tsyganova L. V., Chelnokova E. A., Lapshova A. V., Turchina L. A. Technology “Debate” as a Tool for Communicative Competence Development // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. No. 27.

Информация об авторах

Тумашева Ольга Викторовна

к. пед. н., доц.

Красноярский педагогический университет имени В. П. Астафьева

Солдаева Мария Владимировна

к. пед. н.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 апреля 2023.
  • Опубликована: 19 июня 2023.

Ключевые слова

  • методические дебаты
  • подготовка будущего учителя
  • подходы к подготовке педагогических кадров
  • педагогическая технология
  • methodological debates
  • training of future teachers
  • approaches to teaching staff training
  • pedagogical technology

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)