• Научная статья
  • 19 июня 2023
  • Открытый доступ

Китайские сказки как средство формирования лингвокультурологической компетенции студентов-международников

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования лингвокультурологической компетенции (ЛКК) студентов-бакалавров направления подготовки «Международные отношения» в рамках обучения китайскому языку, которая способствует совершенствованию межкультурной коммуникации. В работе исследуется лингвокультурологический подход для формирования ЛКК, которая входит в состав межкультурной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза. В связи с этим ценным лингвокультурным материалом являются китайские сказки, которые способствуют адекватному пониманию национальной специфики и не перегружают студента сложной лексикой, но в то же время насыщены культурными концептами, идиомами, пословицами и лингвокультуремами. Целью исследования является обоснование целесообразности применения китайских сказок в методике обучения китайскому языку как лингвокультурного материала для формирования ЛКК студентов-международников. В статье описаны основные жанры китайских сказок и принципы отбора текстов китайских сказок (КС). Научная новизна данной работы заключается в разработке системы применения КС как лингвокультурного учебного материала для обязательной дисциплины «Иностранный язык (китайский язык)» направления подготовки бакалавриата «Международные отношения» с целью формирования ЛКК студентов. В результате исследования был раскрыт лингводидактический потенциал китайских сказок для формирования ЛКК студентов-бакалавров направления подготовки «Международные отношения» и обосновано, что именно сформированная ЛКК будет способствовать успешной межкультурной коммуникации студента с представителем иной лингвокультуры.

Источники

  1. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / под ред. и с послесл. акад. Ю. С. Степанова. М.: Индрик, 2005.
  2. Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы): монография. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1997.
  3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006.
  4. Гасанова Д. С. Лингвокультурологические и структурно-семантические особенности языка сказки: на материале лезгинского, русского и английского языков: дисс. … к. филол. н. Махачкала, 2013.
  5. Городецкая Л. А. Лингвокультурная компетентность личности как культурологическая проблема: автореф. дисс. … д. культ. М., 2007.
  6. Казымова Л. А. Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии // Филология и лингвистика. 2018. № 3 (9).
  7. Маслова В. А. Лингвокультурология. Введение: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023.
  8. Михайлова Т. В., Дуйсекова К. К. Обучение иностранному языку: лингвокультурологический подход // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. Вып. 4 (833).
  9. Пропп В. Я. Русская сказка. М., 2000.
  10. Столярова И. Н., Васильева Е. В. Межкультурная проблематика в современных отечественных исследованиях по методике обучения иностранным языкам // Мир науки. 2018. № 4.
  11. Тарасова Е. Ф. Межкультурное общение – новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. науч. ст. М.: Изд-во Института языкознания Российской академии наук, 1996.
  12. Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996.
  13. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.
  14. Худойбердиев Г. М. Значимость лингвокультурологического подхода в обучении иностранным языкам // Восточно-европейский научный журнал. 2017. № 3 (19).
  15. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.
  16. Языкова Н. В. Актуальные проблемы реализации межкультурного подхода в иноязычном образовании и пути их решения // Язык-культура, мышление-познание. Интегративные исследования: мат. междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2018.
  17. Simpson J., Roud S. Oxford Dictionary of English Folklore. Oxford: Oxford University Press, 2003.

Информация об авторах

Новикова Надежда Александровна

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 апреля 2023.
  • Опубликована: 19 июня 2023.

Ключевые слова

  • китайский язык
  • межкультурная коммуникативная компетенция
  • лингвокультурологическая компетенция
  • лингвокультурологический подход
  • межкультурная коммуникация
  • китайские сказки
  • Chinese language
  • intercultural communicative competence
  • linguoculturological competence
  • linguoculturological approach
  • intercultural communication
  • Chinese fairy tales

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)