• Научная статья
  • 24 августа 2023
  • Открытый доступ

Определение готовности учителей начальных классов к развитию рефлексивных умений у младших школьников

Аннотация

Цель исследования – обосновать проблему готовности учителей начальных классов на предмет развития рефлексивных умений обучающихся младшего школьного возраста. В статье рассмотрена проблема развития рефлексивных умений у младших школьников с разных сторон; выявляется готовность учителей начальных классов к развитию рефлексивных умений у обучающихся младшего школьного возраста; продемонстрированы и проанализированы результаты анкетирования учителей начальной ступени общего образования. Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «рефлексивные умения младшего школьника» и разработке анкеты для определения готовности учителя развивать данные умения на необходимом уровне в урочной деятельности. В результате проанализированы и обобщены полученные результаты анкетирования, определено основное направление дальнейшей методической работы с учителями по развитию рефлексивных умений у учеников начальной школы в урочной деятельности.

Источники

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  2. Алексеева Л. Н. Освоение принципа рефлексии в системе развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2010. № 4.
  3. Артюшина Л. А. Дидактические средства включения рефлексивных умений школьников в содержание образования: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2008.
  4. Баласанян Л. Г., Ушева Т. Ф. Рефлексивные умения младших школьников как ресурс преодоления проблем адаптации // Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности: мат. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 110-летию Иркутского Педагогического института (г. Иркутск, 8 ноября 2019 г.). Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2019.
  5. Безруких М. М., Фарбер Д. А. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка // Новые исследования. 2014. № 3.
  6. Биба А. Г. Формирование профессиональной компетенции будущих учителей в развитии учебной рефлексии у младших школьников: автореф. дисс. … к. пед. н. Калуга, 2011.
  7. Боброва О. А. Формирование рефлексивных умений подростков в образовательном процессе школы: дисс. … к. пед. н. Воронеж, 2019.
  8. Болотникова О. П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: дисс. … к. психол. н. М., 2003.
  9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
  10. Даутова О. Б., Жук А. И., Торхова А. В., Вершинина Н. А., Егорова Ю. Н., Ермолаева М. Г., Игнатьева Е. Ю., Краснова Т. И., Крылова О. Н., Невдах С. И., Позняк А. В., Суртаева Н. Н., Титовец Т. Е., Хитрюк В. В., Христофоров С. В., Шевелев А. Н., Шилова О. Н. Систематика терминологического аппарата современной парадигмы образования как методология отбора содержания педагогического образования: монография / под общ. ред. О. Б. Даутовой, А. В. Торховой. СПб.: Букваль, 2019.
  11. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950.
  12. Демидова Н. З. Рефлексивный анализ решения учебных задач как средства развития умственной самостоятельности учащихся: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2005.
  13. Зак А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследование рече-мысли и рефлексии / под ред. М. М. Муканова. Алма-Ата: Изд-во Казахского государственного педагогического института им. Абая, 1979.
  14. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4.
  15. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д – М., 2000.
  16. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М.: Академия, 2007.
  17. Куфарова А. Ю. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2004.
  18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1977.
  19. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
  20. Орлов А. А., Орлова Л. А. Характеристика «сетевой личности» как инновация в структуре содержания педагогического образования // Педагогика. 2018. № 7.
  21. Пигузова С. В. Формирование рефлексивно-аналитических умений младших школьников в процессе обучения естествознанию: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2007.
  22. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980.
  23. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  24. Сподаренко Е. В. Педагогические условия формирования социальной рефлексии младших школьников: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2008.
  25. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига: Эксперимент, 2000.
  26. Шеститко И. В. Педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников: автореф. дисс. … к. пед. н. Мн., 2007.
  27. Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование рече-мыслительной деятельности: сб. ст. Алма-Ата: Изд-во Казахского государственного педагогического института им. Абая, 1974.
  28. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.

Информация об авторах

Герасимова Татьяна Андреевна

Школа № 630 Приморского района Санкт-Петербурга

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 июля 2023.
  • Опубликована: 24 августа 2023.

Ключевые слова

  • учителя начальных классов
  • развитие рефлексивных умений
  • младшие школьники
  • урочная деятельность
  • primary school teachers
  • development of reflexive skills
  • grade schoolers
  • classwork

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)