• Original research article
  • August 24, 2023
  • Open access

Determining primary school teachers’ readiness to develop reflexive skills in grade schoolers

Abstract

The research aims to substantiate the problem of primary school teachers’ readiness to develop reflexive skills in grade schoolers. The paper considers the problem of the development of reflexive skills in grade schoolers from different perspectives; identifies primary school teachers’ readiness to develop reflexive skills in grade schoolers; demonstrates and analyses the results of a survey of primary school teachers. The scientific novelty of the study consists in clarifying the notion of “reflexive skills of a grade schooler” and elaborating a questionnaire to determine teachers’ readiness to develop these skills at the required level in the classroom. As a result, the results of the survey have been analysed and summarised, the main area of further methodological work with teachers on the development of reflexive skills in grade schoolers in the classroom has been determined.

References

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  2. Алексеева Л. Н. Освоение принципа рефлексии в системе развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2010. № 4.
  3. Артюшина Л. А. Дидактические средства включения рефлексивных умений школьников в содержание образования: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2008.
  4. Баласанян Л. Г., Ушева Т. Ф. Рефлексивные умения младших школьников как ресурс преодоления проблем адаптации // Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности: мат. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 110-летию Иркутского Педагогического института (г. Иркутск, 8 ноября 2019 г.). Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2019.
  5. Безруких М. М., Фарбер Д. А. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка // Новые исследования. 2014. № 3.
  6. Биба А. Г. Формирование профессиональной компетенции будущих учителей в развитии учебной рефлексии у младших школьников: автореф. дисс. … к. пед. н. Калуга, 2011.
  7. Боброва О. А. Формирование рефлексивных умений подростков в образовательном процессе школы: дисс. … к. пед. н. Воронеж, 2019.
  8. Болотникова О. П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: дисс. … к. психол. н. М., 2003.
  9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
  10. Даутова О. Б., Жук А. И., Торхова А. В., Вершинина Н. А., Егорова Ю. Н., Ермолаева М. Г., Игнатьева Е. Ю., Краснова Т. И., Крылова О. Н., Невдах С. И., Позняк А. В., Суртаева Н. Н., Титовец Т. Е., Хитрюк В. В., Христофоров С. В., Шевелев А. Н., Шилова О. Н. Систематика терминологического аппарата современной парадигмы образования как методология отбора содержания педагогического образования: монография / под общ. ред. О. Б. Даутовой, А. В. Торховой. СПб.: Букваль, 2019.
  11. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950.
  12. Демидова Н. З. Рефлексивный анализ решения учебных задач как средства развития умственной самостоятельности учащихся: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2005.
  13. Зак А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследование рече-мысли и рефлексии / под ред. М. М. Муканова. Алма-Ата: Изд-во Казахского государственного педагогического института им. Абая, 1979.
  14. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4.
  15. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д – М., 2000.
  16. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М.: Академия, 2007.
  17. Куфарова А. Ю. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2004.
  18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1977.
  19. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
  20. Орлов А. А., Орлова Л. А. Характеристика «сетевой личности» как инновация в структуре содержания педагогического образования // Педагогика. 2018. № 7.
  21. Пигузова С. В. Формирование рефлексивно-аналитических умений младших школьников в процессе обучения естествознанию: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2007.
  22. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980.
  23. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  24. Сподаренко Е. В. Педагогические условия формирования социальной рефлексии младших школьников: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2008.
  25. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига: Эксперимент, 2000.
  26. Шеститко И. В. Педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников: автореф. дисс. … к. пед. н. Мн., 2007.
  27. Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование рече-мыслительной деятельности: сб. ст. Алма-Ата: Изд-во Казахского государственного педагогического института им. Абая, 1974.
  28. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.

Author information

Tatyana Andreevna Gerasimova

School No. 630, Primorsky district of St. Petersburg

About this article

Publication history

  • Received: July 6, 2023.
  • Published: August 24, 2023.

Keywords

  • учителя начальных классов
  • развитие рефлексивных умений
  • младшие школьники
  • урочная деятельность
  • primary school teachers
  • development of reflexive skills
  • grade schoolers
  • classwork

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)