• Научная статья
  • 24 августа 2023
  • Открытый доступ

Педагогические условия социального воспитания подростков «группы риска» в рамках деятельности общественной организации

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость соблюдения комплекса педагогических условий по реализации потенциала общественных организаций в социальном воспитании подростков «группы риска». В статье на практическом уровне представлена модель организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса (взрослый – ребенок), цель которой – освоение подростками социальных норм поведения в условиях деятельности региональных общественных организаций. Описан содержательный компонент воспитательной деятельности наставников в работе с подростками, стоящими на различных формах профилактического учета. Научная новизна исследования заключается в определении педагогических условий, обеспечивающих реализацию социального воспитания подростков в деятельности общественной организации. В результате доказано, что специально организуемая, целевая деятельность членов общественных организаций может выступать фактором, содействующим социальному воспитанию подростков.

Источники

  1. Адиняева В. В. Детское общественное объединение как пространство социального воспитания подростков // Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность: сб. ст. по мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Йошкар-Ола, 24 марта 2022 г.) / под ред. И. А. Загайнова, О. Г. Купцовой. Йошкар-Ола: Межрегиональный открытый социальный институт, 2022.
  2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004.
  3. Гыязов А. Т., Бакулина Н. А. Сущность социально-воспитательной деятельности // Современные проблемы развития профессионального образования: сб. ст. по мат. всерос. науч.-практ. конф. (г. Нижний Новгород, 15 декабря 2022 г.). Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2023.
  4. Дракина И. К. Терминологический словарь по социальному воспитанию. М.: Академкнига. Учебник, 2006.
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004.
  6. Кандаурова А. В. Актуальность социального воспитания в современном меняющемся мире // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: мат. XXIV междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 26-29 апреля 2023 г.). СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2023.
  7. Ковалев В. В. Педагогическая модель гражданского воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы посредством внеурочной деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып 5. DOI: 10.30853/ped20230087
  8. Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: дисс. … к. пед. н. М., 2011.
  9. Кудрина Е. Л., Рудич Л. И., Утин Е. В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы. М.: ФАИР, 2006.
  10. Куприянов Б. В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2012. № 1-2.
  11. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005.
  12. Лысенко А. М., Галкина Е. В. Проблемы общественных организаций современной России: региональный политический аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «История и право». 2018. Т. 8. № 2 (27).
  13. Мельцева О. А. Дискуссионная площадка как современный формат педагогической деятельности в социальном воспитании обучающихся // Социальное воспитание как целевая функция дополнительного образования детей: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Курск, 24-25 января 2019 г.). Курск: Университетская книга, 2019.
  14. Мудрик А. В. Социализация: новации последнего десятилетия // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 3.
  15. Ольховикова С. В., Тесленко И. В. Организация в теории организации и социологии. Екатеринбург, 2009.
  16. Реутов Е. В., Реутова М. Н., Шавырина И. В. Роль общественных организаций в формировании солидарного общества // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 8.
  17. Рожков М. И. Социальное закаливание как принцип социально-педагогической деятельности // Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты. М.: Нестор-история, 2014.
  18. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  19. Kosaretsky S., Kupriyanov B., Filippova D. Specific Features of Children Involvement in Supplementary Education Depending on Cultural, Educational and Financial Status of Families and Place of Living // Educational Studies. 2016. No. 1. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190
  20. Poplavskaya A., Gruzdev I., Petlin A. Defining the Problem of Choosing Extracurricular Activities for Children in Russia // Educational Studies. 2018. No. 4. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-261-281

Информация об авторах

Педан Владимир Николаевич

Костромской государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 июля 2023.
  • Опубликована: 24 августа 2023.

Ключевые слова

  • социальное воспитание
  • подросток «группы риска»
  • педагогические условия
  • общественная организация
  • social education
  • adolescents at risk
  • pedagogical conditions
  • public organization

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)