• Научная статья
  • 25 августа 2023
  • Открытый доступ

Скрининговый метод как эффективный инструмент диагностической работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации по выявлению младших школьников с трудностями в обучении

Аннотация

Цель исследования – обосновать эффективность диагностической работы психолого-педагогического консилиума по выявлению среди младших школьников особой педагогической группы – «дети с трудностями в обучении» на основе скринингового метода. Теоретическо-методологическая часть статьи построена на доказанных фундаментальных положениях в области психодиагностики в целом и нарушенного развития ребенка в частности. В материале представлена идея выделения актуального подхода к психолого-педагогическому исследованию младших школьников для выявления детей с нарушенным развитием посредством скринингового метода. Практическая часть статьи включает информацию об инструментарии – скрининговой анкете, а также результаты проведенного исследования. Научная новизна исследования заключается в доказательстве необходимости детализации профилей анкеты для диагностической работы психолого-педагогического консилиума по выявлению среди младших школьников особой педагогической группы – «дети с трудностями в обучении». В результате практического апробирования скринингового метода выделено пять типов успеваемости младших школьников (обучающиеся с абсолютной школьной успеваемостью, с положительной школьной успеваемостью, с вариативной школьной успеваемостью, с недостаточной школьной успеваемостью, с негативной школьной успеваемостью) и три варианта диагностического маршрута, который представляет собой сценарий педагогической деятельности психолого-педагогического консилиума по отношению к обучающемуся.

Источники

  1. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Стерлитамак: Стерлитамакский государственный педагогический институт, 2002.
  2. Величенкова О. А. Первоклассники с предрасположенностью к дислексии: проблемы обучения грамоте в общеобразовательной школе // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. № 9.
  3. Волковская Т. Н. К проблеме совершенствования диагностических методов выявления причин нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов // Школьный логопед. 2021. № 2 (78).
  4. Волковская Т. Н. Организационно-методические аспекты психодиагностической работы в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2009. № 6.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика; Пресс, 1996.
  6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2005.
  7. Грецкая С. А. Методические рекомендации по проведению анкетирования: метод. пособие. Ноябрьск, 2014.
  8. Екжанова Е. А. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. М.: ДЕЙТОН, 1997.
  9. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Изд-е 2-е, стер. М.: Академия, 2005.
  10. Лебединский В. В., Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: Когито-Центр, 2019.
  11. Левченко И. Ю., Волковская Т. Н., Ковалева Г. А. Психологическая помощь в специальном образовании. М.: ИНФРА-М, 2019.
  12. Левченко И. Ю., За¬брамная С. Д., Добровольская Т. А. Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2003.
  13. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4.
  14. Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А. Специальная педагогика. М.: Академия, 2019.
  15. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 2004. Кн. 2. Процесс воспитания.
  16. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: в 2-х кн. М.: Издательство Института психотерапии; Апрель-Пресс, 2010. Кн. 1.
  17. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.
  18. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.
  19. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2022.
  20. Усанова О. Н. Психодиагностика нарушенного развития. М.: ИП Петросян, 2023.
  21. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика. М.: Эксмо, 2021.
  22. Чиркина Г. В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьевой. Архангельск: Институт коррекционной педагогики Российской академии образования; Поморский университет, 2009.

Информация об авторах

Мошнина Ольга Васильевна

Школа № 480 имени В. В. Талалихина, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 июня 2023.
  • Опубликована: 25 августа 2023.

Ключевые слова

  • психолого-педагогический консилиум
  • диагностическая работа
  • скрининговый метод
  • дети с трудностями в обучении
  • школьная успеваемость
  • psychological and pedagogical concilium
  • diagnostic work
  • screening method
  • children with learning difficulties
  • school performance

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)