Интегрированное обучение как перспективная форма организации литературного образования в вузе
Аннотация
Цель исследования – охарактеризовать основные факторы проектирования образовательного процесса на филологическом факультете педагогического университета с учетом доминантных аспектов профессиональной подготовки будущих учителей. В статье рассматривается междисциплинарная интеграция как важная траектория эффективного овладения студентами-филологами профессиональными компетенциями и личностной самореализации в процессе изучения литературоведческих дисциплин. Особое внимание уделено условиям формирования литературоведческой компетенции в аспекте интегрирования предметного, технологического и информационно-ресурсного обучения, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к компетенциям будущих учителей. Научная новизна работы заключается в определении педагогических условий для успешной реализации междисциплинарной интеграции как содержательного взаимодополнения разных учебных дисциплин при обучении будущих учителей-филологов в вузе. В результате доказано, что междисциплинарная интеграция, реализуемая в преподавании литературоведческих дисциплин в вузе, может стать основополагающим методическим принципом, разрешающим противоречие между обособленным предметным обучением отдельной дисциплины и формированием целостного представления о получаемой профессии без потери качества образования.
Источники
- Анисимов В. И. Интеграция содержания литературного образования в педагогическом вузе: системные основания, принципы и приемы. Мозырь: Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина, 2008.
- Беккулиева Б. М. Междисциплинарная интеграция в высшей школе // Экономика и социум. 2019. № 5 (60).
- Бирюкова О. И. Информационно-образовательные ресурсы в формировании литературоведческой компетенции студентов-филологов // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 4 (52).
- Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1996. № 5.
- Гончар А. И., Медведева Л. Г., Надеждина Е. Ю., Шатурная Е. А. Междисциплинарная интеграция в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Приоритетные направления развития науки и образования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2018.
- Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Ростовский государственный педагогический университет, 2004.
- Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. № 9.
- Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социальной социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5.
- Клепиков В. Н. Интеграционные процессы в современном образовании // Школьные технологии. 2014. № 5.
- Кормилицына Т. В. Методы и средства активного обучения в аспекте новой цифровой педагогики // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 2 (50).
- Криворотова Т. А. Интеграция как фактор развития нового качества образования // Экономика. Право. Образование: региональный аспект: сб. науч. ст., тез., докл. Н. Новгород, 2010.
- Максимова В. Н. Интеграция в системе образования. СПб.: ЛОИРО, 1999.
- Позднева С. П. Междисциплинарность как тотальный феномен познания XXI века: становление междисциплинарного словаря науки // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2009. Т. 9.
- Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.
- Титовец Т. Е. Междисциплинарная интеграция в специализирующей и генерализирующей моделях содержания педагогического образования // Интеграция образования. 2008. № 2.
- Тюнников Ю. С., Крылова В. В. Междисциплинарная интеграция в системе подготовки педагогов к обеспечению преемственности в образовании // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: мат. XI междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, г. Пушкино, 4-5 апреля 2018 г.) / под общ. ред. Г. П. Новиковой. Ярославль – Москва: Канцлер, 2018.
- Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л.: Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, 1990.
- Чапаев Н. К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: дисс. … д. пед. н. Екатеринбург, 1998.
- Шестакова Л. А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 3 «Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии». 2013. № 1 (2).
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева) по теме «Предметное поле учебной дисциплины в аспекте междисциплинарной интеграции».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 августа 2023.
- Опубликована: 12 сентября 2023.
Ключевые слова
- междисциплинарная интеграция
- литературоведение
- интегрированное обучение
- цифровая дидактика
- interdisciplinary integration
- literary studies
- integrated learning
- digital didactics
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»